2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
СОРОКОУСТ

Янис Грантс


«Д.К.»

Мы не были друзьями не разлей вода. Но и рядовыми знакомцами мы тоже не были. Наши отношения, скорее всего, укладывались в такую формулу: мы друг в друге нуждались. Мы – это расчудесный Дмитрий Кондрашов и я, последний землянин, ведущий рукописный дневник. Хорошо это или плохо, но впечатления от прочитанных книг, увиденных фильмов, от фестивалей, концертов, личных встреч – всё попадает на страницы моего дневника. Поэтому не удивляйтесь точности дат: это ведь практически протокол!

Вот запись от 12.02.2007 г.
«Закончил стихотворение «Где и когда». Срочно найти Д. К. и показать ему!» Надо сказать, что подобных записей в  дневнике больше нет. Потому что тогда (я это отчётливо помню) у меня было ощущение важности, даже – настоящести написанного. Очень редкий для автора случай. Поэтому и захотелось срочно поделиться с кем-то новыми стихами. Не с кем-то, а именно с Димой, ведь его вкусу, его чутью я доверял безоговорочно. Даже так: никому бы я не доверил быть первым читателем стихотворения «Где и когда» – только Диме.
Помню, я нашёл его в каком-то из корпусов медицинской академии, где проходила книжно-образовательная ярмарка. Дима представлял стенд Издательского дома Олега Синицына. Вот что я пишу в своём дневнике днём позже: «Д. К. долго, медленно проговаривая слова вслух, читал мои стихи. Будто погружался. Потом сказал: «Как хорошо, что в Челябинске появился поэт с таким необычным ракурсом зрения. Только вот силки выставляют на птиц. Рыб ловят садками. Но – не вздумай исправлять. Это удачная описка!»
«Где и когда» я читаю везде и всегда. Стихотворение принимают холодно. Оно так и не полюбилось слушателю. А я по-прежнему ценю его выше прочих, в том числе и потому, что Дима стал первым, кто увидел эти простоватые и волнительные строчки.


Дневник. Запись от 18.11.2007г. «Неожиданно (в 19.20) пришёл Д.К. Три часа сорок минут я слушал его монолог о Л.Л. Оболенском. Дима так увлечён биографией и делами этого человека, что времени не замечает. Ближе к одиннадцати вечера я заволновался, мол, поздно уже. Д.К. ответил, что неплохо бы ещё выпить чаю. И продолжил речь. Как только разговор заходит об Оболенском, для Д.К. перестаёт существовать всё остальное, в том числе и время…» И дальше: «…Вот откуда бы я узнал, что на могиле Оболенского помимо настоящего имени высечено «инок Лаврентий»? Или вот любопытнейший эпизод, рассказанный Д.К. Режиссёр Лев Кулешов изобрёл монтаж плёнки. До этого (как я понял) все фильмы снимались единым планом. Так вот, изобрести-то он изобрёл, но что делать дальше – не знал. Тут Кулешову «подвернулся» Оболенский. Он ему про монтаж и рассказал. Чуть погодя Оболенскому «подвернулся» Эйзенштейн. Оболенский поведал Эйзенштейну об изобретении Кулешова, и Эйзенштейн сделал из монтажа настоящее искусство. Получается, что Леонид Леонидович был как бы катализатором химической реакции, важнейшим звеном, без которого ничего бы не сложилось. А так – сложилось. «Броненосец“Потёмкин”» сложился – шедевр кинематографа!»
Каким был Дима? Подойдут определения самого широкого спектра: от «интеллигентнейший» до «странный». Понятно, что эта манера – говорить скороговоркой, проглатывать некоторые буквы и даже слова, цепляться за второстепенную деталь и увлечённо переключаться на новый сюжет – всё это немало смущало, а иногда вызывало у коллег недоумение. Но все сходились в одном: без Димы литературный ландшафт Урала стал бы беднее. Он и стал беднее без Димы, сегодня это очевидно. Я могу лишь высказать догадку, почему Д.К. любил захаживать ко мне: он хотел быть услышанным. При этом  Дима пренебрегал телефоном и иногда встречал моё раздражение. «Ты же знаешь, что я смотрю все биатлонные гонки! Ты же знаешь, что в такие дни я близко никого к себе не подпускаю!» Через минуту Дима уходил, а я винил себя за чёрствость и грубость, звонил ему на следующий день, извинялся. «Ты разве меня выгнал? Я что-то не припоминаю», –  отвечал Дима, сглаживая острые углы.
Диму надо было слушать и слышать, и тогда он расцветал. Вот мой «конспект» от 06.09.2006 г. По горячим следам я записал несколько миниатюр, одну из которых привожу здесь.

ТИРАЖ
Я заикнулся, что вот, мол, везёт О. Н. Павлову: его стихотворная подборка вышла в «Нашем современнике» тиражом 9800 экземпляров. «Да разве это тираж? – отреагировал Д.К. – Вот я был участником Всесоюзного совещания молодых писателей в 1989-м году (семинар Андрея
Дементьева), поэтому в 1990-м мои стихи опубликовали в журнале «Юность» тиражом 3 миллиона 500 тысяч экземпляров! Так что учись, студент!»

Незадолго до своей кончины Дима сказал мне, что впервые за последние тринадцать (!) лет написал четверостишие. «Прочитаешь?» – спросил я. «Нет, боюсь сглазить. Буду дописывать», – ответил Дима. Жаль, что я не настоял, и эти строчки не появились в моём дневнике. Или всё-таки хорошо, что есть ещё одна тайна Дмитрия Кондрашова, которую предстоит разгадать. Тайна последнего стихотворения. Замечательного, уверен, стихотворения. Стихотворения, дышащего сомнениями, тревогой и любовью к жизни.

 

 

 


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии