2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
СОРОКОУСТ
Надежда Гашева
вдова поэта

«НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕВИДИМКЕ»

Рассказать о тайне личности человека, незнакомого читателю, невозможно. Поэтому приведу лишь несколько эпизодов из его жизни да несколько цитат, которые скажут сами за себя.
Борис Владимирович Гашев родился в 1939 году, как он сам говорил, между молотом и наковальней. Семья жила в поселке (позднее городе) Верещагино Пермской области.
В детстве Боря любил играть в футбол и был капитаном футбольной команды, но всегда носил с собой томик стихов Лермонтова. Однажды он уговорил друга покинуть скучный мир школы и взрослых, вырыть пещеру на берегу речки Ласьвы и жить там. Оказалось, пещеру вырыть очень трудно, а запасы еды были скудны, не только у мальчишек, но и дома – народ после войны жил впроголодь. Робинзоны вернулись домой. И тут старший брат Коля рассказал Боре о грозящей Земле катастрофе (очередная комета приближалась). Бориса это взволновало, и он решил оставить хоть какое-то свидетельство о том, что на планете была жизнь. Он долго сочинял послание неведомо кому, а потом понял, что негде его спрятать и вряд ли оно сохранится...
Классе в 6-м на уроке русского языка Борис вдруг понял законы этого языка и очень своеобразно выполнил задание: сам придумал фразу типа «глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Все слова в предложении были бессмысленны, но законы словообразования существительных, прилагательных, глаголов – соблюдены. Шутку не поняли (это часто потом случалось с Гашевым), и чуть ли не педсовет собирался, чтобы выговаривать шестикласснику за его «глупую и неуместную» вольность.
В старших классах Борис много читал, часами просиживал в городской библиотеке. Однажды, когда он хотел взять очередную книгу, (он учился тогда в 9-м классе), библиотекарша сказала: «А ты, мальчик, уже все тут прочитал». К счастью, старший брат поступил к тому времени на филфак Пермского университета, и чтение продолжалось.
Гашев_1С 1-го по 10-й класс Борис любил одну девочку, Таню Марамыгину, но так и не сказал ей об этом. Впрочем, Таня, наверное, догадалась сама. В 16 лет Гашев написал повесть, не был удовлетворен ею и сжег рукопись. Он жалел потом об одном абзаце из этой повести, где было описано, как мальчик ныряет в воду и проходит через разные слои воды...А дальше был в его жизни Пермский университет, об этом он немного написал сам, так что лучше процитировать. Воспоминания его вошли в книгу, посвященную памяти профессора Пермского университета Риммы Васильевны Коминой, учителя нескольких поколений филологов.
Они называются «Р.В., газета и мы с Володей. Записки прогульщика».
«С отчаянием вспоминая 50-е годы, сразу попадаю в 56-й, когда я со скрипом поступил в Пермский университет. Это учебное заведение размещалось в бывшей ночлежке для бродяг. Построил её друг Горького пароходчик Мешков, отдавший вскоре свои пароходы, пристани, миллионы и, разумеется, жизнь на постройку коммунизма. Горький был жутко красноречив.
А я как раз и был бродяга. Обещали дать койку в общежитии, но свободного места все не было и не было. Наконец нашлось. В небольшой комнате я оказался шестым, да ещё постоянно жил с нами бездомный студент с физмата, казах и, как говорили, гений. Гениев тогда было хоть пруд пруди. Вскоре к нам, тоже на птичьих правах, присоединился и мой друг Володя.
Жили мы на первом этаже, а под нами в подвале обитали, по рассказам, огромные крысы. Я их, правда, не видел. И было очень холодно. Один наш сожитель приловчился спать в валенках. Утром, пока мы возились со своими одежками, он вскакивал и с ходу дул на лекцию. Искусство спать в валенках, может быть, нам ещё пригодится больше других искусств, даже искусства кино.
Так вот о холоде. Мы сидели в пальто, лекции записывали кое-как, да и слушали вполуха. Аудитория была большая и очень холодная. Но именно в этой морозилке я пережил один из наиболее запомнившихся в жизни, так сказать, ожогов наития и прозрения (извините за высокопарность).
Мы слушали Тютчева. Как раз за 100 лет до моего рождения он написал стихотворение «День и ночь»:

... Но меркнет день – настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

И вот, сидя в своем пальтишке, ничего, конечно, не записывая, а только слушая – но с какой-то нарастающей тревогой! – я вдруг почувствовал, что ткань благодатного покрова, вся эта мишура и позолота – сорваны и отброшены. Ей Богу, вдруг дошла до мальчишки грозная, беспощадная мысль поэта: а что если всё это – всё, что мы привычно считаем реальностью, – всё это просто видимость, златотканный покров, а настоящая действительность, сущность – это как раз тьма? Почему бы нет?
Я не знаю, какие лекторские или методические средства использовала Римма Васильевна Комина, но именно её лекция о Тютчеве в промозглой аудитории заставила меня с сомнением оглянуться вокруг, поселила во мне так и не иссякшую до сих пор тревогу: что же действительность – златотканный покров или все-таки единственно подлинная, неотменимая, не зависящая от нас тьма? Это моё первое воспоминание о Римме Васильевне Коминой. Была ли она блистательным лектором? Конечно, была. Но дело в том, что блеск отбрасывался и забывался, а слушатель начинал до головной боли вглядываться и вслушиваться в затемненную глубину текста, окружающей среды, самого себя...». Дальше в этих воспоминаниях Борис пишет о том, как на экзамене Р.В. Комина «нарезала полоски бумаги, написала на них куски текстов и спрашивает: «Кто это, по-вашему, написал в прошлом веке?» Но он не упомянул, конечно, о том, что единственным студентом, назвавшим всех авторов, оказался он сам. И дело не в памяти – он просто чувствовал стиль. Такой был у него слух на слово. А теперь ещё две цитаты.
«Профессор Кертман в одной маленькой комнатушке нашего с Мешковым университета открыл (галерею? свиток свидетельств?) музей материальной культуры англичан (норманнов, кельтов, скифов, иудеев?). И он говорил: «...Когда студент увидит прялку, топор, обрывок вышивки или кусок пожелтевшей бумаги со странными знаками, то, может быть, сердце его содрогнется, и он постепенно начнет понимать, что история – это вовсе не борьба одной идеологии с другой такой же дуростью, – а это ежегодный вырост хлебного колоса, колыбель на крестьянском шесте, дорога, счастье и горе, разлука и встреча... И все, что случится. Да и лямку надо тянуть». Так вот сложились взгляды Бориса Гашева. А потом...
«...Наступил июнь, перед нами в красоте деревьев и свободы, в дружбе и волейболе, явилась как бы неизбежная, а на самом деле просто последняя возможность не разлучаться. Нам было сказано ждать из Москвы дипломов, значков и последних государственных денег.
Мы в безделии ждали их целый месяц. Из девятого общежития мы почему-то перегруппировались в десятое, географическое (вряд ли бедный географический факультет имел свое общежитие, ведь у них – всё степь отпоёт!)
Гашев_2Это был, наверное, июнь 1961 года. Вдруг вбегает Таня и кричит: застрелился Хэмингуей! Не знаю, что пережили географы со своими Козловым, Пржевальским и Песковым с Дроздовым, но для нас этим выстрелом, как в 14-м в Сараево, закончилась целая наша эпоха. И в отчаянии мы прильнули к нашему филфаку общей болью ещё сильнее – к его родной израненной груди.Нас с Володей позвали к телефону. Володя сказал, что Р.В. приглашает нас сегодня к себе... Мы пришли в своих белых студенческих рубашках. И какие-то длинные, как сказание, холодные цветы разлуки были у нас с Володей при себе.
Владимир Васильевич, чтобы развязать нам языки, сразу спросил, любим ли мы Бабеля? Володя отвечал, что его детство прошло в Норильске.
Но тут из кухни пришла Р.В. с салатом.
Не знаю, как мой Володя с его Норильском, может, он привык к испытаниям, а я ещё любил домашний уют и боялся разлуки со всем, что успел полюбить.
Но тут мы с Володей, с Р.В. и В.В. хлопнули коньяку, и разговор оживился, получил более сложную окраску. Мы с Володей почувствовали, что мы тут, под стеллажами с книгами, где, наверное, стоят и Бабель, и наш с ним Гашек, вовсе здесь не чужие люди, и Р.В. и В.В. таинственно что-то думают про нас. Не знаю, пили ли вы коньяк в такой благоприятной для души обстановке?
Вскоре мы все уже дружно запели. Мы с Володей взяли гитару, и Володя запел, расстегнув, как бывало в Норильске, вдохновенную пуговицу рубашки:
Осторожно, друг! Даль подернулась туманом.
Сними с плеча свой верный карабин!
Римма Васильевна, хозяйка за столом, провожала двух своих волонтеров, беспечных и беспутных, и подпевала нам под гитару эту пиратскую песню. Она тогда была очень молода, и на её лице лежала тень беспокойства. Ведь и нам с Володей предстояло идти куда-то в даль с карабином наперевес. А даль подернута туманом...».
В этой туманной дали мы с Борисом и встретились. Гашев успел уже избежать карьеры ученого (его хотели оставить при кафедре, но в день, назначенный для собеседования, он сбежал от дверей кабинета ректора). Из школы его тянули в комсомольские лидеры, но тут он бежал просто в ужасе. Перетащили его к себе журналисты, сначала в г. Осе, а после перспективного автора быстро востребовала молодежная газета Перми. Но Гашев, получив первый приз за очерк на каком-то конкурсе (а очерк он почти целиком выдумал), вскоре стал уклоняться от писания любых журналистских материалов и занял в газете пост ответственного секретаря.
Он хотел писать, но не в газету. Однако писательские его дела не сложились. Рукописи возвращали из журналов, а вскоре Гашева перестали печатать и в Перми. Проза его казалась парадоксальной, а шуток, как и прежде, не понимали. Только с подросшей нашей дочерью Ксюшей он переписывался в стихах и прозе, находя полное понимание. Вот отрывок из одного такого письма, написанного в то время, когда прошел слух, что нашу дочь, студентку все того же филфака Пермского университета, могут послать чуть ли не в Боливию преподавать русский язык: «Ксюша! Скажи им, что твой мракобес-отец не согласен тебя отпустить. Я вспомнил, что где-то рядом с этими местами, в Карибском бассейне, находится остров Гаити, где бесследно исчез писатель Жак Стефен Алексис (мулат), который написал роман «Деревья-музыканты». В нашей стране тоже бесследно исчезло много писателей (в том числе и мулатов). Зачем куда-то ехать? Помнишь у Грибоедова – «и ездить так далёко», когда любишь папу. А океан, как заметил В. Маяковский, который там бывал, - «это дело воображения». Что в море, что в океане – берегов не видать. Скажи им, что ты боишься Бермудского треугольника. На нем, – скажи, – треугольная шляпа...».
Шуточные письма и семья, конечно, утешали, но... Гашев жаловался: «Мне снится текст. Мне его прямо диктуют». Он уже не записывал диктовки и продолжал работать в секретариате пермской «Вечерки». Роман «Рылеев» и повесть «Бессмертная мышь» не были закончены. Но в конце 80-х подборку стихов Бориса Гашева напечатали в газете «Очарованный странник» (Ярославль). Затем, с легкой руки молодого пермского поэта Юрия Беликова, в журнале «Юность» также напечатали стихи Бориса. Публикация была признана лучшей за год. Гашев стал лауреатом премии В. Катаева. «Юность» печатала его ещё трижды. Он и радовался и грустно улыбался: печататься в «Юности» после 50 лет... Но стихи ещё продолжал писать. А прозу забросил.
В повести «Бессмертная мышь» главный герой, который работает на кафедре предвосхитистики, рассказывает о своем друге детства. Этот друг – мышь Говоруха. «...Только попадается она редко...Это так называемая певчая мышь... Раньше я знал, что обыкновенно мыши не поют... Но моя мышь была певчая. И я понял, что рассказ пойдет обо мне: о том, как один мальчик стал стариком, и был у него друг Говоруха, а на кафедре и нигде в мире об этом не знали...
Гашев_3А я предполагал, что скоро умру, и ничего не хотел терять преждевременно: мне казалось, что до самого конца лучше сохраниться целиком – иначе говоря, умереть, как и родился, мальчиком, как человек, а не как тело.
Предположим даже, что и умру. В мире фактов и обстоятельств от этого кое-что прибавится. Где-то что-то застопорится, а где-то появятся новые возможности... Ты и впредь будешь появляться, влиять, присутствовать, тормозить и содействовать. И все это будет происходить не без влияния Говорухи... Таким образом, она в сущности бессмертна...».
Накануне гибели Бориса, вечером, мы всей семьей были на кухне: я готовила еду, дочь читала вслух Булгакова. Боря слушал и вдруг попросил не читать главу «Никогда не заговаривайте с неизвестными».
И тут на трубе у кухонной раковины появилась мышь. Она не обращала внимания на нас, на кота, которого принесла внучка Катя, да и кот на мышь не реагировал. Мышь выходила в освещенную кухню, полную людей, трижды за вечер.
На следующий день в 4 часа дня Борис вышел во двор нашего дома, заговорил с неизвестными и погиб.
Его хоронили 5 мая 2000 года. В небе был парад планет. Когда мы вернулись домой после похорон, шел крупный снег, а во дворе всю ночь пел соловей.

Опубликовано: Гашев Б. Невидимка: стихи. М.: Футурум БМ, 2003. С. 136-141.

 


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии