2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

НАТАЛЬЯ КОСОЛАПОВА

 

* * *
Проваливаюсь в между-
строчье. Ломаю печать образОFF.
Застываю, как мать,
впервые уловившая
движение
плода в утробе.
Затягивает ожидание
родOFF.

* * *
повесила в спальню
старинное зеркало
теперь
по вечерам кто-то
пытается
открыть дверь
с той
стороны

* * *
тонкими слоями,
кистью,
снимаю кальку,
подобно архе-
оЛОГу, ласкающему
маску Нефертити,
годами вождЕЛЕНную,
рождённую воображением
больным.
опутываю губы
лукавого печа(л/т)ью,
пристёгиваю сеть
морщинок мелких,
белки отскабливаю
до блеска –
пусть каждый увидит то
что хочет в об-
ЛИКЕ моём

* * *
Sunтехники нечаянно
пробили дверь
в другое измерение
теперь у врат
хозяйничает кошка
я лишь заглЯДываю
украдкой
иногДА

* * *
маленькие рожки
цвета мамонтова
бивня про-
клёвываются
на алебастре
давно немытой
кастрюли

* * *
грудь болит
невыпитым молоком
сыто причмо кивает
клавиатура
удаляю из памяти
проект
несБЫВШЕГОся

* * *
отгрызу кусочек
небо-
свода
пускай сквозь
озоновые дырочки
сочится
О О О О О О
О О О О О
О О О О
О О О
О О
О
* * *
Умеешь
взрывать
усталые
воздушные
шары?

* * *
твоё сердце
прыгает
на мячике
моей
груди

* * *
расчёсываю
спутанные
усы
клубники

* * *
поворачивая ключ
в замке
не знаю
чья рука
сделает
Ctrl Z

* * *
душа стучится
в закрытые
веки
занято

* * *
сомкнулись
челюсти
деревьев
сглотнули
тьму

* * *
Устроим
гонки
с препятствиями
по кромке
разбитого
стакана
с горячим
чаем?

* * *
тлеет твоё
отражение
в моих
зрачках
не раздуваю
угли

* * *
Дышу ворсинками
вовнутрь,
пульсирует упруго
тишина,
мурашки расползаются
по коже.
Жду
удара.
Забыли?

* * *
Перезвон нитей дождя
по радуге
стрекозиной улыбки
вдыхаю.
Прозрачно

* * *
ёжинки снега
ресницами ловлю
в карманы век прячу
про запас

* * *
корку неба
слепые пальцы
деревьев
крошат

* * *
Измятое небо
бьёт
в лобовое стекло.
Приму в ладони
тёплые морщины
осени

* * *
бьют по воде
копытца льда
недлинно
день уходит

* * *
много точек
на подкладке э-
того мира

над
i
одной
не
хватило
.

* * *
горький
костлявый
поцелуй
сквозь зубы

последний

 

 

Косолапова Наталья Валерьевна родилась в 1978 г. в Кыштыме. Публиковалась в журналах «Урал», «Крещатик», «Волга-21 век», «День и ночь». Автор проекта видеоархива «Фигуры речи». Участник поэтического семинара «Северная зона». Живёт в Кыштыме.





Никита Васильев (Казань) о стихах Н.Косолаповой:

В стихах Натальи Косолаповой в обыденной реальности зачастую обнаруживается второй план. Для лирических сюжетов ряда текстов поэта характерно случайное проявление чудесного в обычном течении жизни. Типичные действия приводят к непредусмотренным последствиям фантастического толка, с некоторым мистическим привкусом. Становящееся ощутимым присутствие иной реальности при этом органично вписывается в совершенно будничный контекст. Сами знаки потустороннего не вызывают у лирического субъекта сильных чувств. Происходящая трансценденция представляется самым естественным процессом. Герой испытывает лишь сдержанное удивление, но он испытывает его и при наблюдении за самой обычной жизнью. Эпифания просто позволяет автору лучше продемонстрировать принятие мироздания в его случайностности и изумление перед ним. Те же чувства реализуются в фиксации мгновенных впечатлений, которой поэт отнюдь не пренебрегает.
Несколько чаще преображение действительности происходит на образном уровне. Детали повседневного существования принимают неожиданные обличья. Взгляд субъекта обнаруживает вещи, неочевидные для невооруженного глаза. Окружающий мир приобретает изначально присущую ему объёмность. Именно поэтическая оптика эксплицирует остававшееся до этого потенциальным многообразие реальности. Для достижения подобного эффекта автор использует развёрнутые метафоры (во многих случаях основанные на метонимических сдвигах). Возникающие цепочки ассоциаций приводит к семантической двойственности. Такое колебание значений делает ощутимыми связи между далёкими друг от друга предметами и явлениями. Троп выступает в качестве медиума, соединяющего между собой элементы опыта.
Использование большого числа олицетворений позволяет поэту передать наличие в мире неподконтрольных субъекту сил, обладающих собственной волей. Космос предстает хаотичным и непознаваемым. Лирический субъект оказывается не в силах спрогнозировать результат своих действий из-за влияния иных, в том числе и неизвестных ему актёров. Но никакого чувства бессилия при этом не возникает, так как фатум оказывается всего лишь суперпозицией множества факторов, в число которых входит и деятельность самого лирического «я». Личное усилие остаётся не гарантированным, но приобретает особую цену. Примером такого усилия оказывается усилие поэтическое.
На ритмическом уровне тексты Косолаповой написаны гетероморфным стихом. Он адекватно передает характерную для поэтического мира автора случайностность происходящего. Но на графическом уровне эта непредсказуемость вводится в определенные рамки. Стихотворения поэта, как правило, выровнены по центру. Волнообразное движение границы текста визуализирует совершаемый автором поэтический жест. Движением воли автор отделяет некоторую часть реальности и определённым образом упорядочивает её. Он устанавливает в этом пространстве собственные, поэтические законы, выступая как суверен.
Косолапова практически всегда обращается к жанру фрагмента. Поэтическая речь не способна передать целостность мира. Но вот ощущение ускользающего единства космоса может быть передано. Показывание отдельной части бытия в то же время сообщает о бытии в целом. Поэт использует опыт минимализма. Обилие коннотатов делает для реципиента возможным самостоятельное достраивание того, о чём не говорится в самих текстах. Воображению предоставляется определённый простор, хотя направление интерпретации всегда задается самим автором. Апелляция автора к мимесису не должна вводить в заблуждение: Поэт в своих текстах строит модель реальности по вполне антимиметическим законам. Лирическая миниатюра оказывается сколком универсума. Каждый текст становится своеобразным индексом, указывающим на весь мир.
Наследование поставангардной традиции проявляется у поэта в материальности знака. Эта материальность воплощается в аллегоричности и перифрастичности поэтической речи, использовании эмблем и сужающих синекдох, а также анжабеманов. Но особенно значимым примером оказывается обращение к фигурному стиху (при этом оказывающемуся одновременно записью сонорного стиха!). Визуализация делает наглядным место поэта в мире. Поэтический голос оказывается на равных включён в звучащий в мироздании полилог. Текст не только моделирует мир, но и является его составной частью.
Нельзя не обратить внимания на применяемый поэтом прием пересегментации, когда внутри лексемы графически выделяется другая лексема, обычно противоположная по смыслу. Ту же функцию выполняют встречающиеся в текстах палиндромы и часть внутрисловных переносов. Возникающее семантическое двоение вызывает осцилляцию взаимодополнительных значений, ни одному из которых нельзя отдать предпочтение.
Да и вся поэтика Косолаповой строится на напряжении между противостоящими друг другу полюсами. Противоречия принципиально не снимаются, но при этом уживаются друг с другом. Антиномичность универсума и антиномичность наблюдающего субъекта находят своё воплощение в пространстве стиха.


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков