2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

ЕВГЕНИЯ КОРОБКОВА

 

Страшный сон (2011)

А я не собиралась умирать,
А я не собиралась умирать.
Я в лес за земляникой собиралась.
– Надень ушанку, – кто-то говорит, –
Чтоб не схватить отит на оба уха.
– Надень ушанку, – кто-то говорит, –
Не то схлопочешь страшный гайморит.
– Надень ушанку, – кто-то говорит, –
У нас коль не понос, так золотуха...
А я не собиралась умирать,
Я в лес пошла, но там стояла осень,
Я вместе с ней осталась постоять,
Надела шапку, как велела мать,
Но мне и в шапке было сорок восемь.

ПРОСЬБА (2006)

Дождь, как старая пластинка,
Так шипит, что слов не слышно.
Липнут листья на ботинки,
На афишах мокнет Пьеха.
Люди прыгают неловко
Через лужи, как по крышам.
Я стою на остановке,
Жду трамвай до «Теплотеха».
Этот день ещё не прожит.
Воду пьют из луж окурки.
Что случится мигом позже –
Я совсем-совсем не знаю.
Я прошу, хоть слов не слышно:
«Здесь, внизу я, в белой куртке,
Разреши не знать о лишнем,
Дай мне просто ждать трамвая!»

ФЕЙЕРВЕРК (2005)

Кружит земля, как в детстве карусель.
Раскрыл зрачок дремавший горизонт.
На кухне мама жарит карасей,
Читает папа в зале Доризо.
А комната прожарена насквозь,
А рыбка грустно подлетает вверх,
А за окном вбивают в небо гвоздь,
Хохочут искры, будто фейерверк.
Пробором вниз валяется роман,
Над головой – сгустились потолки,
А люди, разодетые в дома,
Стучатся в стёкла, словно мотыльки.
Но квёло стёклам, стёкла бьют хвостом,
Они кричат народу: «Не глазей!»
И папа не читает толстый том,
И некому нажарить карасей.
Читать стихи себе – какой резон?
Он скажет правду, он не фарисей:
Он не любил и раньше Доризо,
Он позовёт друзей на карасей,
С Друзями поглядит «чтогдекогду»
И вспомнит вместе с ними карусель,
Которую сломали в том году,
Когда ещё лежало сто дорог...
Он скажет: «Был бы дом наш Колизей –
Мне б не мешал тяжёлый потолок.
И я смотрел бы в небо целый век,
На ту звезду, что жарит карасей.
И я бы подарил ей фейерверк,
И с ней кружился, будто карусель».

Утро (2007)

А вишни киснут в огороде,
И пахнет в блюдечке икра.
Но Кто-то, страшный, в доме ходит,
И в рог трубит: «Пора, пора».
Медаль у Кто-ты на груди,
А на макушке бигуди.
Кричит: «А! вы ещё не встали!
Ага! Решили опоздать!
Ого! Вы ночью в Qwake играли.
Похвально. Очень. Так держать».
Встаёт заря во мгле холодной,
Повсюду слышен света шум.
И доберман чистопородный
На кухне курит анашу.
Эй, кто гремит дверною ручкой?
Зубами чешет глаз косой?
Сосед, наверно, до получки
Пришел занять на-хлеб-на-соль.
Он в семь часов утра пришёл,
Покажет, значит, в восемь шоу
Известный дядя самогон.
Уже сейчас со всех сторон
Его несут авоськи, санки,
А он глядит из мутной банки
И говорит: «Кап-кап-кап-кап,
Не прячьте только в пыльный шкап».
Опять идёт злодейка Кто-та.
На сон исчерпаны все квоты.
Я облачаюсь в свой наряд.
– Эй, пошевеливай оглобли.
Сон вышел. Фонари горят,
И тонет женщина в сугробе.

Конец искусства (2011)

Когда растворятся
дрейфующие рояли,
людям останется память,
память одна лишь.
Чтобы в глухонемые
бездны ныряли
за жемчугами
незамолчавших
клавиш.

Липки. Полный пансионат

1. День первый. Мастер-класс Василевского
– Это скучно. Это очень скучно.
Очень скучно это.
Очень
Скучно –
так говорил Василевский
на мастер-классе Василевского,
разбирая стихи скукописцев.
Скукописцы не обижались,
потому что каждому
Василевский подарил по книге стихов Василевского
под названием
«Всё равно».

2. День второй. Узнавание
...узнали Ковальджи.
Обрадовались.
Сказали: «Здравствуйте!
Это мы
опубликовались
у вас в «Прологе».
– Я вас узнал, –
ответил Ковальджи. –
Умные публикуются в «Знамени».

3. День третий. Знакомства
Вдоль пансионата
впереди меня
шла Олеся Николаева.
Она была в красном треугольном пальто
и в длинной белой косе.
Вдруг
Олеся Николаева нагнулась,
подобрала с земли ерунду какую-то.
Понюхала,
пожевала,
выплюнула.
Совсем неладно, – подумала я
и подошла поздороваться.
Открыла рот,
а передо мной
не Олеся Николаева!!!

4. Банкет
Ласиваськин, пьяный в жабью сиську,
весело выплясывал на сцене.
В этот миг я проходила мимо,
и меня увидел Ласиваськин.
Я в руках держала шоколадку,
вкусную нашла я шоколадку.
Я её хотела перепрятать,
чтобы дома съесть её тихонько.
Но увидел пьяный Ласиваськин!!!
Я ему сказала: угощайтесь.
Он ответил: угощусь, конечно.
Ласиваськин, пьяный в жабью сиську,
угостился вкусной шоколадкой,
и меня поцеловал в макушку,
и сказал: иди-ка ты отсюда,
я сегодня пьяный в жабью сиську!

* * * (2009)
Стихи мои – плохие маяки.
Они мерцают тускло, оробело.
На свет летят одни лишь мотыльки,
А корабли плывут в окно Флобера.

* * * (2010)
(по мотивам Эмили Дикинсон)

Постели мне ложе на траве,
Широко мне ложе постели.
Жёстко телу, мягко голове,
Чтоб уснуть нам на краю земли.
Чтобы не пришёл никто сюда,
Чтобы голос не узнать ничей,
Чтобы нас до Вечного суда
Не тревожил жёлтый шум лучей.

Поэзия (2011)
М.З.

Это Игорь Владимирович Вишев,
слепой старик,
катающийся на лыжах
в парке Гагарина.
Чтобы зрячая жена
не отстала и не потерялась, –
он привязывает к затылку маленький фонарик.

 

 

Коробкова Евгения Сергеевна родилась в 1985 г. в городе Карталы Челябинской области. Окончила архитектурно-строительный факультет Южно-Уральского государственного университета, факультет журналистики Челябинского государственного университета, Литературный институт имени Горького (семинар И.И. Ростовцевой). Работала преподавателем геодезии в университете, журналистом в газете «Челябинский рабочий», инженером в Министерстве строительства Челябинской области, вахтером Камерного драматического театра. Публиковалась в журналах «Арион», «День и ночь», «Современники», «Русский репортер», «День поэзии» и др. Автор переводов «Песен невинности и опыта» У. Блейка (Рудомино, 2010). Лауреат премии Артёма Боровика за журналистское расследование (2008). Участник форумов молодых писателей в Липках (2009, 2010). Занимается литературной критикой, переводит поэзию с английского, польского и немецкого языков. С 2002 г. живёт в Челябинске.




Дмитрий Харитонов (Челябинск) о стихах Е.Коробковой:

Есть такое понятие «ситуативная» или «малая городская» скульптура» (иногда ее еще называют «ландшафтной»), под которым разумеют расставленные там и сям, иногда в самых неожиданных местах незатейливые фигурки, олицетворяющие кого-либо или чего-либо, при этом создающие некую гармонию. Явная аналогия с таким подходом прослеживается в творчестве Евгении Коробковой, чью поэзию в полной мере можно назвать ситуативной. Её тексты очень разнородные на первый взгляд объединяются общим пространством: иногда городского, иногда деревенского, но всегда такого, который позволяет расставлять важные вехи и знаки. Поэтесса всегда вводит в текст конкретные указания на топос или локус: «лес», «Липки», «огород», «зала», «пансионат». Даже там, где нет явной картинки места действия, детали сами указывают на него: «афиши», «фейерверк», «дрейфующие рояли» и т.п.
Означенная ситуативность тяготеет в поэзии Евгении Коробковой к созданию колоритных зарисовок с натуры, проникнутых глубиной и философичностью. Показательны в этом плане тексты «Фейерверк» и «Поэзия». В первом случае автор сквозь призму нагроможденных впечатлений выстраивает тот самый органичный образ мира, о котором говорилось ранее. Смешение разноуровневых деталей выстраивает образ фейерверка, заявленного в заглавии. Иная ситуация в стихотворении «Поэзия». Демонстративная простота, точнее даже натуралистичность, искупается «японообразной» формой стихотворения: неординарная ситуация ординарной жизни приводит к важному философско-психологическому обобщению, которое каждый читатель в принципе мгновенно формирует для себя сам.
Не чужд поэтессе и нарочитый примитивизм, уместно используемый в стихотворениях «Страшный сон» и мини-цикле «Липки. Полный пансионат». В «Страшном сне» родительские банальности («одень шапку») влекут за собой интонацию спора, ёрническое передразнивание, приводящее лирического героя к горестной мысли о бренности человеческой жизни на фоне осенней природы. Иная ситуация в «Липках…», созданных по принципу «что вижу, то пою». Здесь создается картина, наполненная иронией и сарказмом по отношению и к старшим товарищам по писательскому цеху и к самой себе. Драматургическая по сути схема «узнавания – неузнавания» работает в каждом из стихотворений цикла. Это может быть настоящее «узнавание» (Ковальджи), «мнимое» (Василевский), поскольку сопровождается словами-деталями «скучно» и словосочетанием «все равно» (название книги). Это может быть и ложное «узнавание, как, например, в случае с «Олесей Николаевой», но это может быть узнавание и «мистификационное» – пресловутый Ласиваськин, конечно, тут вне конкуренции, так как состояние алкогольного опьянения, как известно из бессмертной книги В. Ерофеева, влечет за собой разные формы лицедейства и мнимых узнаваний.
Нельзя обойти стороной и некие «бесплотные» тексты. Это и «Конец искусства», и «Стихи мои – плохие маяки», и «Постели мне ложе на траве». При всей внешней отвлеченности они выстроены в духе современного фестивального кино («Овсянки», «Как я провел этим летом» и аналогичные). Парадоксальность мышления автора формирует не менее парадоксальные метафоры, выводящие читателя если не в «иные», то в инаковидимые миры.
Если говорить о формальных компонентах, то следует отметить предельную традиционность графического оформления, таким образом, сосредотачивающую читателя именно на содержании. Композиция стихов, как правило, линейная (за редким исключением), можно отметить преобладание мужских и женских рифм.
Разговор о поэзии челябинского автора начинался с пространства. Им же (пространством) следует и резюмировать: лирически герой стихотворений Евгении Коробковой находится в постоянном поиске гармоничного поэтического мира, который недостижим, но который будет ждать лирического героя всегда…даже там, куда ему попросту не дойти. Поэзия – это тот путь, которые никогда не сможет пройти поэт, но, случается, проходят его стихи.


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков