2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

СЕРГЕЙ ДЕГТЯРЕВ

 

Клоунёнок на рельсах (2008)

Предутренний воздух был тонок-претонок;
На рельсах трамвайных сидел клоунёнок.
Он плакал, от слёз его рельсы ржавели
В районе проспекта Шота Руставели.
Была ситуация антитрамвайной.
Все, кто её видел, ржавели повально.
На редких прохожих ржавели рубашки,
У мусорных баков ржавели бродяжки,
И первые дворники – ах, неужели! –
Брюнеты и лысые браво ржавели.
С дороги послышались первые враки:
«На рельсах скулит клон курящей собаки!»
В раскрытом окне будто кони заржали:
«Вы что, марсиан никогда не видали?!»
Прибывший на место блюститель порядка
Заметил у клоуна бирку на пятке.
Прочёл документ, строчки носом рыбача:
«Канада. Ванкувер. Машинка для плача».
Взметнулись по улице возгласы злые:
«Теперь даже слёзы у нас привозные!»
Восток багровел и поскрипывал ржаво.
Рассвет наступал. С добрым утром, держава.

Лунная девочка (2010)

Лунная девочка вышла на улицу,
смотрит, а улицы нет:
ангелы кружатся, звёзды целуются –
всё есть, а улицы нет.

Лунная девочка встала над городом,
смотрит, а города нет:
замки из сахара, башни из творога –
всё есть, а города нет.

Лунная девочка к озеру бросилась,
смотрит, а озера нет:
сети рыбацкие, запах лососевый –
всё есть, а озера нет.
Лунная девочка стала невидимой,
и проявились на свет
улица, город и озеро синее –
всё есть, а девочки нет.

Дворник и фортепьянная осень (2011)

Пьяная... нет, фортепьяная осень
Мокрым поводит плечом;
Ножки кленовые в трещинах. Впрочем,
Дворнику всё нипочём.

К сердцу ладони любимой сгребает –
Мука в глазах голубых.
Видели вы убежавших из рая?
Так посмотрите на них.

Дочка отцу бутерброды приносит,
Думает: «Папа – дурак».
Дворник свою фортепьяную осень
Бросить не может никак;

То Ахмадуллой зовёт, то Есеней –
Вот до чего память зла!
Всё относительно в мире осеннем:
Женщина – песня – метла.

Ситуация (2011)

Ситуация Таня сегодня довольно плоха;
Ситуация Виктор её доведёт до греха
Разговором своим о родстве неприкаянных душ.
Это так. Но у Танечки есть ситуация муж.

После страстных речей нужно снова к семье привыкать.
Ситуация дочка внимательно смотрит на мать.
Что такое любовь? Геометрия? Куча мала?
Ситуация кошка не чувствует в доме тепла.

Муж с работы пришёл в ситуации несколько пьян.
Что сумеет прочесть он в глазах дорогих несмеян?
Легковесно и вскользь эти мысли во мне пронеслись,
Чтобы что-то понять в непростой ситуации жизнь.

Интернетская ездовая (2010)

еду я по интернету словно чукча на оленях
десять клавиш нажимаю загорелой пятернёй
мимо сайты пролетают подмигнул владимир ленин
а другой владимир путин крикнул пользователь стой

но стоять я не умею тормоза со мной не дружат
двадцать клавиш нажимаю подбородком и пупком
вирус выскочил троянский зачихал и занедужил
а надеялся наивный прокатиться с ветерком

монитор мигает синим получив два раза в пряник
тридцать клавиш нажимаю носом грудью и ногой
девка голая с экрана завизжала чайник чайник
а сама-то кофеварка фотошоповый отстой

по обочинам мелькают гуглы яндексы е-мейлы
сорок клавиш заскрипели мой почувствовав крестец
я лечу по интернету как шумахер на оленях
а шумахер на оленях это всё уже конец

Не котёнок (2010)

Глупый котёнок, не надо кусать снегопад!
Я понимаю, что – вкусный. Но можешь простыть.
Знаешь, пушистый, тебе я отчаянно рад –
Что-нибудь да поломаешь, а мне-то – чинить.

Кто вот на небе звезду расцарапал мою?
Было пять лучиков, стало – и не сосчитать.
Знаю, пушистый... За это тебя и люблю –
Слёзы в глазах, но зато на душе благодать.

Только, котёнок, не прятай свои коготки –
Ты так забавно на мосек облезлых фырчишь.
Ты не котёнок? А кто ты? Глаза-васильки...
Девочка – ласточка – лапка – зайчонок – малыш...

Главного имени вслух прошептать не посмел.
Голубем буду, все уши чужие склюю,
Ты отгадай только лёгкое слово на «л»...
Хватит кусать снегопад, я кому говорю!

Приказ (2010)

Тоску на сердце, тощую зарплату,
Всемирный кризис, тёплый вермут в бане,
Попсовых три аккорда, визг фанатов,
Кривые шутки на телеэкране,
Оральный секс при скорости сто десять,
Фальшивый смех и слёзы крокодильи...
Всех, выше перечисленных, повесить
На галстуке М. Н. Саакашвили.

Погода виновата (2011)

Погода виновата, что звери озверели,
а люди так безлюдны в общественных местах!
Прошедший год провёл свои двенадцать серий
На бурях, на пожарах и прочих островах.
Погода виновата, что голодно жить белкам,
что шишек нет на кедрах, а клюв у дятла крив.
В садах и огородах гуляют зайцы в белом;
над ними птицы в чёрном срываются на крик.
Погода виновата, что стала непогодой
и ловит человеков в кромешную пургу.
Лишь Бог один плывёт на белом облаходе –
наивный и пушистый, как заяц на снегу.

Верю не в Бога, а В бабу Ягу (2009)

Верю не в Бога, а в Бабу-Ягу.
Надо бы – в Бога, а я не могу.
В дебрях блуждаю, мотивчик свищу,
Домик на ножках куриных ищу –
Мохом заросший, с высоким коньком,
Весь в паутине молитвенный дом.

А у людей, в городской толкотне –
Встанет ли передом церковь ко мне?

Лошадка по имени Конь (2007)

Немало лошадок вокруг,
Но только почудилось вдруг,
Что мордой уткнулась в ладонь
Лошадка по имени Конь.
Лошадка по имени Конь
Пошла бы за мною в огонь.
Но взрослому старше пяти
Лошадки такой не найти.
Ах, сколько лошадок вокруг!
Но все они в клетках живут.
Гогочут, щебечут, скулят
И лупят своих жеребят.
Но втайне мечтают найти
Все дедушки старше пяти,
Страну, где уткнётся в ладонь
Лошадка по имени Конь.

Стрекоталка (2011)

Попрошу у сверчка стрекоталку
И пойду стрекотать под луной.
Никакого здоровья не жалко
Для весёлой забавы такой!
Поскачу по лесам и болотам
Веселить насекомый народ.
Подружу стрекозу с вертолётом,
Если встречу в лесу вертолёт.
А консервную банку пустую
Помирю с чистоплотным ужом.
Звонким «тр-р-р...» грибников арестую,
На опушке ходящих с ножом.
И пойду с червяком на рыбалку –
Не увидит мир дружбы нежней...
Но не даст мне сверчок стрекоталку,
Ведь ему она явно нужней.

Медведев и телевизор (2010)

Из душной комнаты я выйду на крыльцо.
В стране бардак. Засушливое лето...
Мой телевизор президенту жмёт лицо,
И больно мне смотреть на президента.

 

 

Дегтярёв Сергей Александрович родился в 1960 г. в пос. Березовка Кемеровской обл., драматург, литературный критик, поэт, бард. Член златоустовского ЛО «Мартен». В 2004 г. окончил Литературный институт им. А.М. Горького (отд. «Драматургия»). Лауреат фестивалей авторской песни («Черная скала», «Друзья уходят»). Участник и победитель областных поэтических фестивалей. Литературным творчеством занимается с юношеских лет. Ведет литературную учебу творческой молодежи. Имеет страницу на национальном сервере Стихи.ру под псевдонимом «Сергей Декабрёв. Публиковался в городской газете «Златоустовский рабочий», коллективных сборниках и литературных альманахах, «Литературной газете», детских журналах «Кукумбер» (Москва) и «Бег» (С.-Петербург). С 1961 г. живет в г. Златоусте Челябинской обл.


Марина Загидуллина (Челябинск) о стихах С.Дегтярёва:

Дегтярёва зовут Сергей Александрович – и «страх влияния» ему не чужд. Осень у него «Есеня», «звери звереют», Бог плывет на облаходе… Но уж, конечно, ни о каком подражательстве говорить не приходится – так, память слова. Из той подборки, что представлена в Антологии, Дегтярев выглядывает как-то однобоко: ворчливый старик (биографически это вовсе не так, а поэтически – есть такое ощущение), готовый лидер партии пенсионеров – погода плохая, за державу обидно, свое всё расфукали, чужого напривозили, в телевизоре всякая хрень, невозможно смотреть, но и «на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной»… Однако куда интереснее рассмотреть его стихи с точки зрения их эстетической ценности.
Понятно, что поэту XXI века куда труднее быть оригинальным, чем его счастливым предшественникам-начинателям (возьмем хоть школу гармонической точности пушкинской поры, хоть её безжалостный снос в серебряном веке). Но где гнездиться лиризму сегодня, когда все насплошь – интертекст и «перепев», даже если ты точно знаешь, что родился он в твоём сердце? Вот короткий перечень достижений Дегтярева.
1. Он мастер внутренних номинаций – когда сутью лирического переживания становится список, реестр, перечень каких-то предметов, явлений, фиксируемых художественным сознанием (ангелы, звёзды, улицы, башни, озеро, сети в «Лунной девочке», бесконечный ряд в «Приказе», цепочка предметов в «Стрекоталке» и т. п. Отсюда вывод: Дегтярев – номинатор. Его лирическая задача – назвать предметы, найти им имена. Отсюда и всякие «приключения» слов: тот же облаход, например, или стрекоталка…
2. Дегтярев ищет прямолинейные способы выражения своего состояния – читателю не надо «разгадывать тайны» (а жаль) метафор, все на ладошке. Вот лирический герой укоряет «котёнка» за расцарапанную на небе звезду – и тут же поясняет читателю, что причина всего – слёзы в его глазах. И то, что «котенок» – любимая, девочка с глазами-васильками, тоже разгадывать не надо.
3. Построение градаций – конёк поэта. Такова «Интернетская ездовая» (начинаем нажимать на клавиши пальцами, а потом подключаем и другие способы, самый «верхний» из которых – «крестец» (и значит, спиной к монитору…).
4. Для Дегтярева форма стихотворения – явно серьёзная «рациональная» задача, во всяком случае, очевидно, то он ищет воплощение поэтического содержания во всех пяти классических размерах: в маленькой подборке внимательный читатель почувствует и дактиль, и амфибрахий, и анапест, и ямб, и хорей. Но всегда именно классические! Прихотливость ломаных логаэдов, дольников, акцентников поэту чужда. Тоже что-то есенинское в этом проглядывает. Вроде бы поиски ритма, а с другой стороны, неуничтожимое чувство «правильных» размеров.
5. Сутью лирического становится что-нибудь античеловеческое. С точки зрения анализа поэтической системы это чрезвычайно важно. Система эта принципиально не антропософна. Здесь мизантропия перерастает в собственно поэзию – и если этот момент осознан читателем, мир стихов Дегтярёва становится многомерным. Именно это «открытие» позволяет опровергнуть первоначальное впечатление о «ворчливом старике». Лирический герой здесь все время устремлён «внутрь» (вовне?) – прочь из мира человеков. Это постоянное движение-уход (от сюжета «Лунной девочки» до выхода из душной комнаты в «Медведеве и телевизоре») и есть «поэтическая программа» автора.
Двигаясь от формы к содержанию, мы обнаружим множество «клиньев» в лирике Дегтярева. Есть слова-номады, кочующие по его стихам с завидным постоянством (например, «белый и пушистый» или «ситуация»). Создается впечатление, что навязчивое слово ждёт гимна себе самому, и (возможно) только тогда и отвяжется от поэта. Или, например, жесткие контрасты (жизнь и смерть в «Лунной девочке», смех и слёзы – и в «Клоунёнке», и в «Приказе», и в «Не котёнке», белое и чёрное в «Погоде») и т. п.
Есть принцип подхвата слова – например, пьяная – фортепьянная, погода – непогода, люди безлюдны… Но арсенал поэта не сводится к этим нескольким наблюдениям. Подборка – это именно подборка, она призвана составить впечатление о творчестве, «приоткрыть» поэта читателю. Дегтярёв только на первый взгляд здесь однобок. За этой кажущейся двумерностью угадывается поэтический масштаб.





ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков