2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

 

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
Конференция «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы»
состоится на базе Уральского федерального унивеситета 24-25 сентября 2014 г.



Вернуться назад

Участники конференции, уже подавшие заявки (по алфавиту)

ФИО
Ученая степень, звание, должность.
Название учебного заведения
Тема выступления

Абашев В.В.
Абашева М.П.

Абашев Владимир Васильевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ (Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Абашева Марина Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы ПГГПУ (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)

«Уральская поэтическая школа»: проблемы и парадоксы легитимации литературного проекта.

История «уральской поэтической школы» рассматривается в докладе с точки зрения социологии литературы.  Соответственно, издание антологий, энциклопедии, презентации представлены как инструменты легитимации этого конструкта в литературном поле. С этой точки зрения, настоящая конференция также проектируется как подобный инструмент. Анализируется также эффективность этих шагов, их отражение в рецензиях и суждениях инстанций, «освящающих» литературные позиции.


Арсенова Т.А.

Арсёнова Татьяна Анатольевна,
научный сотрудник сектора истории литературы Института истории и археологии УрО РАН; аспирант кафедры русской литературы департамента «Филологический факультет» ИГНИ Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Пространственные образы в лирике Бориса Рыжего: образ окна в контексте творческой эволюции поэта

Функционирование пространственного образа окна, а также целостной лирической ситуации «поэт у окна» в творчестве Бориса Рыжего рассматривается сквозь призму творческой эволюции поэта, что позволяет выявить ключевые способы самопрезентации и типы самоопределения его героя в координатах таких оппозиций, как: «я – другие», «дом – улица», «визуальное – аудиальное», «движение – неподвижность», «замкнутое – разомкнутое» и т. д.


Барковская Н.В.

Барковская Нина Владимировна
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современной русской литературы
Уральского государственного педагогического университета

Дебютные книги молодых авторов: черты общности поэтического мира

Бурштейн А.С.

Бурштейн Аркадий Соломонови
,
русский/израильский культуролог, автор методики анализа поэтического текста, основанного на выделении индивидуальных психолингвистических семантических знаков.
«УПШ и некоторые экспериментальные подходы к исследованиям поэзии»

Обзор и сравнительный анализ методов и исследований Валентина Короны и Аркадия Бурштейна в конце 80-х - начале нулевых нашего века.


Быков Л.П.
Быков Леонид Петрович,
доктор филол. наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы ХХ века УрФУ.
«А кто остался во дворе...»

Поскольку речь сосредоточится на  школе (УПШ), то, исходя из того, что  всегда на школьном дворе шныряют прогульщики, не худо бы замолвить словечко о тех, кто  в школу не попал..."


Быстров Н.Л.

Быстров Никита Львович,
кандидат философских наук, доцент департамента философии ИСПН Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Время в поэтическом мире Юрия Казарина: на материале «Каменских элегий»

В докладе рассматриваются следующие параметры темпоральных отношений в поэтическом мире «Каменских элегий» Ю. Казарина:
- время природы и время экзистенциальное («внутреннее» время лирического героя);
- время индивидуальной жизни и время мирового бытия;
- время и вечность Божественного присутствия.


Верина У.Ю.

Верина Ульяна Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета

Поэт в книге стихов и антологии (по изданиям современной уральской поэзии)

Книга стихов и антология – два различных способа репрезентации поэта. В прижизненных изданиях поэт, как правило, главный создатель того художественного единства, которым является книга стихов, и здесь фигура поэта на первом плане. Антология создает сложный контекст, где факторы отбора произведений, принципа построения издания, паратекстуальных решений (аннотаций,  датировки и др.) переносят основную нагрузку репрезентативности на текст. В докладе специфика позиций автора и текста рассматривается на примере антологий «Современная уральская поэзия», «Екатеринбург 20:30», а также книг стихов поэтов разных поколений (А. Санникова, Е. Симоновой, С. Ивкина и др.).


Гашева Н.Н.

Гашева Наталия Николаевна
доктор культурологии и кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры культурологии Пермской государственной академии искусства и культуры

Культурологический аспект изучения пермской поэзии 1980-2000-х гг.

В докладе рассматривается духовный и эстетический опыт пермских поэтов 1980-2000-х гг. Творчество В.Кальпиди, Ю.Беликова, Ю.Асланьяна  и других анализируется в контексте Большого времени культуры рубежа XX-XXI вв. Делается вывод о том, что в региональной культуре и литературе проявляются черты, свойственные  культуре рубежа веков в целом. Ключевые слова статьи: региональная культура, постмодернистская парадигма, ностальгия по культуре, диалог с классикой, лабиринт, ризома, мимикрия, дегуманизация, христианская традиция, этический онтологизм.

 


Даниленко Ю.Ю.

Даниленко Юлия Юрьевна, кандидат.филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Диалог с городом в поэзии молодых пермских авторов(А. Бахарев-Черненок, И.Козлов, А.Александров)

Региональная литература является уникальным «носителем информации» о конкретном локусе, его самобытности, произрастающих в нем смыслах, его жителях и их самосознании, «столкновениях с пространством», о прошлом и настоящем города. Только нарратив позволяет считать истинную рецепцию городского пространства. Осознанно или нет, авторы «проговариваются» о своих отношениях с окружающим их ландшафтом, выстраивают диалог с городом, творят собственные мифы о нем. Пожалуй, пришло время приглядеться к новым именам молодой пермской поэзии, окунуться в их художественные миры, чтобы почувствовать пульс времени, молодости, пульс города. Так, следуя логике и методу изучения смысловой матрицы локального текста, предложенной В.В. Абашевым в его исследовании «Пермь как текст» есть возможность проанализировать современное состояние пермских текстов на предмет наследования или отталкивания от традиций, формирования и трансляции новых «пермских смыслов». Молодые пермские авторы  пишут новые страницы «пермского текста», по-своему выстраивая отношения с городом.


Загидуллина М.В.

Загидуллина Марина Викторовна,
доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета

Жизнь поэзии в информационном пространстве: от УПШ 1.0 к УПД 3.0

Успешность проекта «Уральская поэтическая школа» и «Уральское поэтическое движение» зависит от того, сумеют ли культуртрегеры перейти от модели 1.0 («поставка» читателям отфильтрованных стихотворений при монополии на фильтры отбора) к модели 3.0, когда поэтическое движение существует за счет внутренних мотиваторов и механизмов воспроизведения в следующих поколениях и автоматически формирует свою внешнюю аудиторию. Поэзия выступает при этом в качестве «контента», живущего по законам информационного пространства. Как это меняет (и меняет ли) ее суть? Происходит ли деформация «поэтического вещества» под воздействием «среды обитания» и культурного контекста?


Зубова Л.В.

Зубова Людмила Владимировна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета

ПОЭТИКА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ В СТИХАХ Виталия Кальпиди

В поэзии В. Кальпиди переход от бытия к небытию предстает экзистенциально напряженным инобытием, в котором меняются свойства всего сущего. Нарушенная идентичность, смещенное время, искаженное пространство, парадоксальный хронотоп изображаются деформированными языковыми единицами и структурами. Поэтика метаморфоз и преобразования семиотических оппозиций активизирует различные языковые способы представления неопределенности, обратности, синкретичности (в том числе синестезии), парадоксальности. Метатезы, тавтологии-оксюмороны, инверсированные уподобления, алогичный синтаксис приобретают семиотический статус, преимущественно становясь иконическими знаками. Таким образом, в поэзии В. Кальпиди язык максимально интенсивно проявляет свои динамические свойства.


Карпичева Н.Л.
    Карпичева Наталья Леонидовна,
    Кандидат филологических наук, член Союза российских писателей, библиотекарь библиотеки-филиала № 6 им. М. Люгарина МУК «ОГБ» г. Магнитогорска
    «Чувство того, что вещи летят назад, если кидать их в прошлое…» Исторический сентиментализм в поэзии магнитогорских авторов (И. Гончарова и Р. Фасхутдинова)

Катаев Ф.А.

Катаев Филипп Андреевич,
кандидат филологический наук, ассистент кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Интернет-блог как форма существования поэтического сообщества (на примере группы «ОДЕКАЛ»)

В докладе планируется рассмотреть стратегию сетевой репрезентации деятельности поэтического движения ОДЕКАЛ. Участники ОДЕКАЛа, активно взаимодействовавшие с культурным пространством Перми в середине 90-х гг. прошлого века, на сегодняшний день в основном ограничиваются  ведением интернет-блога, который в зависимости от требуемого контекста играет роль дневника, литературного журнала, полемической площадки, фотоархива и пр. Предполагается сформулировать выводы об изменениях в стратегии продвижения поэтического текста и его восприятии, происходящих под действием интернет-коммуникаций.


Комадей Р.М.

Комадей Руслан Максимович,
Науч. сотрудник музея "Литературная жизнь Урала ХХ века"

Новые тенденции в молодежной поэзии Екатеринбурга

В докладе будут рассмотрены новые имена екатеринбургкой поэзии и неофициальные молодежные объединения. Предполагается исследование круга чтения молодых авторов, анализ особенностей их поэтической манеры.


Комаров К.М.

Комаров Константин Маркович Аспирант кафедры русской литературы XX-XXI вв. ИГНИ УрФУ

Жанр «нетрезвого посвящения» в поэзии Владимира Мишина

В докладе анализируется специфическая жанровая форма нетрезвого посвящения в поэзии Владимира Мишина – интересного и самобытного, но незаслуженно малоизвестного уральского поэта. Помимо рассмотрения конкретной проблематики, заявленной в заглавии доклада, он направлен на актуализацию фигуры Владимира Мишина в рамках уральского поэтического движения.


Кротова М.О.
Кротова Мария Олеговна

Поле современной уральской поэзии: агенты и группы влияния

В докладе предполагается рассмотреть влияние различного рода неформальных объединений (как например, проект "Чтецы" в Екатеринбурге) и мероприятий (фестиваль "ЛитератуРРенген") на формирование поля современной уральской поэзии. Акцент будет сделан именно на молодежных мероприятиях, носящих, как правило, неофициальный характер.


Кутенков Б.О.

Кутенков Борис Олегович, Литературный институт им. А. М. Горького, соискатель кафедры новейшей русской литературы

Уральская поэтическая школа и критика

Дискуссии о существовании уральской поэтической школы как явления и отражение этих дискуссий в современном критическом процессе. Как менялись представления – от отрицания явления до признания «гениального мифа» и существующего явления? Проанализировать опыт антологий «Уральской поэтической школы», толстожурнальные статьи и рецензии, портал «Мегалит».


Максимова А.

Алисия Максимова,
режиссёр документального кино
Sirena Global Productions
Лондон, Великобритания
www.sirenaglobalproductions.com

Метафизика стихов Кальпиди или что такое "муравьиный мёд" 

Современные учёные посвятили десятилетия исследованию мета-сознания, где содержится вся информация - о прошлом, настоящем и даже будущем. Некоторые из их открытий являются серьёзным вызовом современной парадигме западной науки. Они могут кардинально изменить наше восприятие человеческой природы, культуры, истории и реальности. Связь с мета-сознанием теоретически есть у всех, но её глубже чувствуют маленькие дети, поэты, художники... Изменение направления моего взгляда [на поэзию Кальпиди] привело к ошеломляющим результатам, которыми я и хочу с вами поделиться.


Маркова Т.Н

Маркова Татьяна Николаевна,
доктор филологических наук, профессор, Челябинский государственный педагогический университет

Культуртрегерские инициативы УПШ в Челябинске

Предполагается проследить этапы развития культурного проекта УПШ, начиная с творческих встреч с известными поэтами России, издательской деятельности фонда «Галерея» в Челябинске, выпуск и презентация трех Антологий СУП, участие в них челябинских поэтов, причастность к изданию студенческой молодежи, наконец, выход беспрецедентной «Энциклопедии» и презентация нового проекта «Галерея Уральской Литературы».


Орлицкий Ю.Б.
Орлицкий Юрий Борисович, доктор филологических наук, главный редактор информационного издания РГГУ «Вестник гуманитарной науки »
Стиховой репертуар (метрика и строфика) Уральского поэтического движения

Подлубнова Ю.С.

Подлубнова Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук, заведующая музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», доцент Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина

Метаморфоза как элемент поэтики в УПШ (Уральская поэтическая школа)

В докладе предполагается рассмотреть связь разных поколений УПШ с поэтическими практиками метаметафористов и – отчасти – русских авангардистов через артикуляцию протеического начала художественного образа и обозначение метаморфозы как структурного элемента поэтики целого ряда уральских авторов (от Кальпиди и Туренко до Комадея и Вотиной); исследовать разновидности метаморфоз и особенности их функционирования в текстах.


Распопина А.С.
Распопина Анна Сергеевна, студентка 5 курса Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина; спец. "Издательское дело и редактирование".

Мультимедийные технологии как форма презентации современной поэзии (на примере антологии молодежной поэзии Екатеринбурга).

Доклад посвящен актуальной теме презентации современного вербального искусства с помощью современных гаджетов и мультимедийных средств. На примере создания мультимедийной антологии молодежной поэзии Екатеринбурга планируется продемонтрировать потенциал мультимедиа и инструменты работы с поэтическим материалом.


Савельева В.В.
Савельева Вера Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологических специальностей Казахского национального педагогического университета им. Абая.

Телесный код лирического «Я» в стихах современных поэтов уральской школы

Овнешнение образа лирического героя – характерная черта современной лирической поэзии. Изучение телесной визуализации и семиотики образов художественной анатомии в текстах уральских поэтов  позволяет наблюдать несколько тенденций: телесность антропологическую; облегченную телесность («выгорает мое естество»); телесность, отяжеленную реалиями природного («шуршит тяжелый папоротник мозга») или вещного мира; телесность невещественную («тело, как музыка белая»).


Семьян Т.Ф.
Семьян Татьяна Фёдоровна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета

Уральская поэзия как локальный текст

 


Сидякина А.А.

Сидякина Анна Александровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Пермского государственного национального исследовательского университета

Культуртрегер, филолог, поэт, журналист: литературно-критические роли и стратегии в УПШ

Уральское поэтическое движение, русло и течение которого во многом образует энергия УПШ, демонстрирует не только заметную эволюцию индивидуальных творческих систем, усложнение художественного мышления авторов, но и в целом – активное формирование социолитературного процесса, продуктивной творческой среды, способной к воспроизведению и развитию. Деятельность объединений и студий, разнообразные издательские инициативы, региональные фестивали и пр. – всё, что составляет «инфраструктуру УПШ», способствует приращению и сбережению внутренних взаимосвязей уральского поэтического контекста. Какую роль в этом культурном строительстве играет критика и насколько она эффективна? Какие литературно-критические стратегии и формы коммуникации, проблемы и зоны роста демонстрирует современное литературно-критическое поле УПШ? – данный спектр вопросов образует структуру заявленной к исследованию темы.


Смышляев Е.А.
    Смышляев Евгений Александрович,
    аспирант кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ

Абсурдистская поэтика в творчестве
Яниса Грантса

Янис Грантс – яркая фигура челябинской поэзии; без него невозможно представить современный литературный процесс региона.
В своём творчестве Янис Грантс большое внимание уделяет поэтике абсурда. Поэт прибегает к приёмам, которые использовал для создания абсурдистского текста Д. Хармс: имена собственные как интродуктивные формулы возможного мира, отсутствие или парадоксальное развертывание текста, объединение разнородных событий. Абсурдистские мотивы и образы в стихах Я. Грантса оттеняют ужас существования человека благодаря ироничности и парадоксу.


Снигирева Т.А.

Снигирева Татьяна Александровна,
доктор филологических наук, профессор Уральский  Федеральный университет

Мандельштамовский текст в творчестве
Юрия Казарина

Тарасов Г.В.

Тарасов Григорий Валерьевич, студент института психологии РГППУ, автор журнала «Урал».

«Капитан Лебядкин», хроника и хронология

Будучи участником литературного клуба «капитан Лебядкин» в то время, когда его руководителем являлся А.Ю. Санников, принимал участие практически во всех встречах и мероприятиях, с которыми имел дело «Лебядкин», вёл заметки. Соответственно, имею представить историю клуба, особенности поэтики (просодии) основных  его участников,  основные направления работы и развития, организацию занятий в клубе (с примерами).


Федоров В.В.

Федоров Василий Викторович Кандидат филологических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Художественная экспликация пространства и времени жизни челябинского поэта.

Специфика уральской поэзии (уральского поэтического движения) проявляется в особом осмыслении авторами пространства и времени жизни, существования поэта. Эти константы получают экзистенциальную семантику, которая и раскрывает уникальный взгляд уральского (челябинского) поэта на человека, на бытие, на вопросы жизни и смерти и т. п. Предлагается анализ художественной модели мира челябинских поэтов, осмысление уникальности поэтических и стилевых приемов в отношении к способу конструирования пространственно-временных координат, включающих и отношение к богу, чувство родины, проблему самоидентификации.


Чигинцева Т.А.
Чигинцева Татьяна Александровна,
Кандидат филологических наук
преподаватель кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ
Визуальные тексты в творчестве Андрея Черкасова

Широкова Я.Д.

Широкова Ярослава Дмитриевн, студентка филологического факультета УрГПУ (уральский государственный педагогический университет)

Эстетика и поэтика УПШ

 


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ |СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии