ФИО |
Ученая степень, звание, должность.
Название учебного заведения |
Тема выступления |
Абашев В.В.
Абашева М.П. |
Абашев Владимир Васильевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ (Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Абашева Марина Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы ПГГПУ (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)
|
«Уральская поэтическая школа»: проблемы и парадоксы легитимации литературного проекта.
История «уральской поэтической школы» рассматривается в докладе с точки зрения социологии литературы. Соответственно, издание антологий, энциклопедии, презентации представлены как инструменты легитимации этого конструкта в литературном поле. С этой точки зрения, настоящая конференция также проектируется как подобный инструмент. Анализируется также эффективность этих шагов, их отражение в рецензиях и суждениях инстанций, «освящающих» литературные позиции. |
Арсенова Т.А. |
Арсёнова Татьяна Анатольевна,
научный сотрудник сектора истории литературы Института истории и археологии УрО РАН; аспирант кафедры русской литературы департамента «Филологический факультет» ИГНИ Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина |
Пространственные образы в лирике Бориса Рыжего: образ окна в контексте творческой эволюции поэта
Функционирование пространственного образа окна, а также целостной лирической ситуации «поэт у окна» в творчестве Бориса Рыжего рассматривается сквозь призму творческой эволюции поэта, что позволяет выявить ключевые способы самопрезентации и типы самоопределения его героя в координатах таких оппозиций, как: «я – другие», «дом – улица», «визуальное – аудиальное», «движение – неподвижность», «замкнутое – разомкнутое» и т. д.
|
Барковская Н.В. |
Барковская Нина Владимировна
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современной русской литературы
Уральского государственного педагогического университета
|
Дебютные книги молодых авторов: черты общности поэтического мира |
Бурштейн А.С. |
Бурштейн Аркадий Соломонови,
русский/израильский культуролог, автор методики анализа поэтического текста, основанного на выделении индивидуальных психолингвистических семантических знаков.
|
«УПШ и некоторые экспериментальные подходы к исследованиям поэзии»
Обзор и сравнительный анализ методов и исследований Валентина Короны и Аркадия Бурштейна в конце 80-х - начале нулевых нашего века.
|
Быков Л.П. |
Быков Леонид Петрович,
доктор филол. наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы ХХ века УрФУ. |
«А кто остался во дворе...»
Поскольку речь сосредоточится на школе (УПШ), то, исходя из того, что всегда на школьном дворе шныряют прогульщики, не худо бы замолвить словечко о тех, кто в школу не попал..."
|
Быстров Н.Л. |
Быстров Никита Львович,
кандидат философских наук, доцент департамента философии ИСПН Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург |
Время в поэтическом мире Юрия Казарина: на материале «Каменских элегий»
В докладе рассматриваются следующие параметры темпоральных отношений в поэтическом мире «Каменских элегий» Ю. Казарина:
- время природы и время экзистенциальное («внутреннее» время лирического героя);
- время индивидуальной жизни и время мирового бытия;
- время и вечность Божественного присутствия. |
Верина У.Ю. |
Верина Ульяна Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета |
Поэт в книге стихов и антологии (по изданиям современной уральской поэзии)
Книга стихов и антология – два различных способа репрезентации поэта. В прижизненных изданиях поэт, как правило, главный создатель того художественного единства, которым является книга стихов, и здесь фигура поэта на первом плане. Антология создает сложный контекст, где факторы отбора произведений, принципа построения издания, паратекстуальных решений (аннотаций, датировки и др.) переносят основную нагрузку репрезентативности на текст. В докладе специфика позиций автора и текста рассматривается на примере антологий «Современная уральская поэзия», «Екатеринбург 20:30», а также книг стихов поэтов разных поколений (А. Санникова, Е. Симоновой, С. Ивкина и др.). |
Гашева Н.Н. |
Гашева Наталия Николаевна
доктор культурологии и кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры культурологии Пермской государственной академии искусства и культуры |
Культурологический аспект изучения пермской поэзии 1980-2000-х гг.
В докладе рассматривается духовный и эстетический опыт пермских поэтов 1980-2000-х гг. Творчество В.Кальпиди, Ю.Беликова, Ю.Асланьяна и других анализируется в контексте Большого времени культуры рубежа XX-XXI вв. Делается вывод о том, что в региональной культуре и литературе проявляются черты, свойственные культуре рубежа веков в целом. Ключевые слова статьи: региональная культура, постмодернистская парадигма, ностальгия по культуре, диалог с классикой, лабиринт, ризома, мимикрия, дегуманизация, христианская традиция, этический онтологизм.
|
Даниленко Ю.Ю. |
Даниленко Юлия Юрьевна, кандидат.филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета |
Диалог с городом в поэзии молодых пермских авторов(А. Бахарев-Черненок, И.Козлов, А.Александров)
Региональная литература является уникальным «носителем информации» о конкретном локусе, его самобытности, произрастающих в нем смыслах, его жителях и их самосознании, «столкновениях с пространством», о прошлом и настоящем города. Только нарратив позволяет считать истинную рецепцию городского пространства. Осознанно или нет, авторы «проговариваются» о своих отношениях с окружающим их ландшафтом, выстраивают диалог с городом, творят собственные мифы о нем. Пожалуй, пришло время приглядеться к новым именам молодой пермской поэзии, окунуться в их художественные миры, чтобы почувствовать пульс времени, молодости, пульс города. Так, следуя логике и методу изучения смысловой матрицы локального текста, предложенной В.В. Абашевым в его исследовании «Пермь как текст» есть возможность проанализировать современное состояние пермских текстов на предмет наследования или отталкивания от традиций, формирования и трансляции новых «пермских смыслов». Молодые пермские авторы пишут новые страницы «пермского текста», по-своему выстраивая отношения с городом. |
Загидуллина М.В. |
Загидуллина Марина Викторовна,
доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета |
Жизнь поэзии в информационном пространстве: от УПШ 1.0 к УПД 3.0
Успешность проекта «Уральская поэтическая школа» и «Уральское поэтическое движение» зависит от того, сумеют ли культуртрегеры перейти от модели 1.0 («поставка» читателям отфильтрованных стихотворений при монополии на фильтры отбора) к модели 3.0, когда поэтическое движение существует за счет внутренних мотиваторов и механизмов воспроизведения в следующих поколениях и автоматически формирует свою внешнюю аудиторию. Поэзия выступает при этом в качестве «контента», живущего по законам информационного пространства. Как это меняет (и меняет ли) ее суть? Происходит ли деформация «поэтического вещества» под воздействием «среды обитания» и культурного контекста? |
Зубова Л.В. |
Зубова Людмила Владимировна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета |
ПОЭТИКА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ В СТИХАХ Виталия Кальпиди
В поэзии В. Кальпиди переход от бытия к небытию предстает экзистенциально напряженным инобытием, в котором меняются свойства всего сущего. Нарушенная идентичность, смещенное время, искаженное пространство, парадоксальный хронотоп изображаются деформированными языковыми единицами и структурами. Поэтика метаморфоз и преобразования семиотических оппозиций активизирует различные языковые способы представления неопределенности, обратности, синкретичности (в том числе синестезии), парадоксальности. Метатезы, тавтологии-оксюмороны, инверсированные уподобления, алогичный синтаксис приобретают семиотический статус, преимущественно становясь иконическими знаками. Таким образом, в поэзии В. Кальпиди язык максимально интенсивно проявляет свои динамические свойства. |
Карпичева Н.Л. |
Карпичева Наталья Леонидовна,
Кандидат филологических наук, член Союза российских писателей, библиотекарь библиотеки-филиала № 6 им. М. Люгарина МУК «ОГБ» г. Магнитогорска |
«Чувство того, что вещи летят назад, если кидать их в прошлое…» Исторический сентиментализм в поэзии магнитогорских авторов (И. Гончарова и Р. Фасхутдинова) |
Катаев Ф.А. |
Катаев Филипп Андреевич,
кандидат филологический наук, ассистент кафедры новейшей русской литературы Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. |
Интернет-блог как форма существования поэтического сообщества (на примере группы «ОДЕКАЛ»)
В докладе планируется рассмотреть стратегию сетевой репрезентации деятельности поэтического движения ОДЕКАЛ. Участники ОДЕКАЛа, активно взаимодействовавшие с культурным пространством Перми в середине 90-х гг. прошлого века, на сегодняшний день в основном ограничиваются ведением интернет-блога, который в зависимости от требуемого контекста играет роль дневника, литературного журнала, полемической площадки, фотоархива и пр. Предполагается сформулировать выводы об изменениях в стратегии продвижения поэтического текста и его восприятии, происходящих под действием интернет-коммуникаций. |
Комадей Р.М. |
Комадей Руслан Максимович,
Науч. сотрудник музея "Литературная жизнь Урала ХХ века" |
Новые тенденции в молодежной поэзии Екатеринбурга
В докладе будут рассмотрены новые имена екатеринбургкой поэзии и неофициальные молодежные объединения. Предполагается исследование круга чтения молодых авторов, анализ особенностей их поэтической манеры. |
Комаров К.М. |
Комаров Константин Маркович Аспирант кафедры русской литературы XX-XXI вв. ИГНИ УрФУ |
Жанр «нетрезвого посвящения» в поэзии Владимира Мишина В докладе анализируется специфическая жанровая форма нетрезвого посвящения в поэзии Владимира Мишина – интересного и самобытного, но незаслуженно малоизвестного уральского поэта. Помимо рассмотрения конкретной проблематики, заявленной в заглавии доклада, он направлен на актуализацию фигуры Владимира Мишина в рамках уральского поэтического движения. |
Кротова М.О. |
Кротова Мария Олеговна |
Поле современной уральской поэзии: агенты и группы влияния В докладе предполагается рассмотреть влияние различного рода неформальных объединений (как например, проект "Чтецы" в Екатеринбурге) и мероприятий (фестиваль "ЛитератуРРенген") на формирование поля современной уральской поэзии. Акцент будет сделан именно на молодежных мероприятиях, носящих, как правило, неофициальный характер. |
Кутенков Б.О. |
Кутенков Борис Олегович, Литературный институт им. А. М. Горького, соискатель кафедры новейшей русской литературы |
Уральская поэтическая школа и критика Дискуссии о существовании уральской поэтической школы как явления и отражение этих дискуссий в современном критическом процессе. Как менялись представления – от отрицания явления до признания «гениального мифа» и существующего явления? Проанализировать опыт антологий «Уральской поэтической школы», толстожурнальные статьи и рецензии, портал «Мегалит». |
Максимова А. |
Алисия Максимова,
режиссёр документального кино
Sirena Global Productions
Лондон, Великобритания
www.sirenaglobalproductions.com |
Метафизика стихов Кальпиди или что такое "муравьиный мёд"
Современные учёные посвятили десятилетия исследованию мета-сознания, где содержится вся информация - о прошлом, настоящем и даже будущем. Некоторые из их открытий являются серьёзным вызовом современной парадигме западной науки. Они могут кардинально изменить наше восприятие человеческой природы, культуры, истории и реальности. Связь с мета-сознанием теоретически есть у всех, но её глубже чувствуют маленькие дети, поэты, художники... Изменение направления моего взгляда [на поэзию Кальпиди] привело к ошеломляющим результатам, которыми я и хочу с вами поделиться. |
Маркова Т.Н |
Маркова Татьяна Николаевна,
доктор филологических наук, профессор, Челябинский государственный педагогический университет |
Культуртрегерские инициативы УПШ в Челябинске Предполагается проследить этапы развития культурного проекта УПШ, начиная с творческих встреч с известными поэтами России, издательской деятельности фонда «Галерея» в Челябинске, выпуск и презентация трех Антологий СУП, участие в них челябинских поэтов, причастность к изданию студенческой молодежи, наконец, выход беспрецедентной «Энциклопедии» и презентация нового проекта «Галерея Уральской Литературы». |
Орлицкий Ю.Б. |
Орлицкий Юрий Борисович, доктор филологических наук, главный редактор информационного издания РГГУ «Вестник гуманитарной науки » |
Стиховой репертуар (метрика и строфика) Уральского поэтического движения |
Подлубнова Ю.С.
|
Подлубнова Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук, заведующая музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», доцент Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина |
Метаморфоза как элемент поэтики в УПШ (Уральская поэтическая школа)
В докладе предполагается рассмотреть связь разных поколений УПШ с поэтическими практиками метаметафористов и – отчасти – русских авангардистов через артикуляцию протеического начала художественного образа и обозначение метаморфозы как структурного элемента поэтики целого ряда уральских авторов (от Кальпиди и Туренко до Комадея и Вотиной); исследовать разновидности метаморфоз и особенности их функционирования в текстах. |
Распопина А.С. |
Распопина Анна Сергеевна, студентка 5 курса Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина; спец. "Издательское дело и редактирование". |
Мультимедийные технологии как форма презентации современной поэзии (на примере антологии молодежной поэзии Екатеринбурга).
Доклад посвящен актуальной теме презентации современного вербального искусства с помощью современных гаджетов и мультимедийных средств. На примере создания мультимедийной антологии молодежной поэзии Екатеринбурга планируется продемонтрировать потенциал мультимедиа и инструменты работы с поэтическим материалом. |
Савельева В.В. |
Савельева Вера Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологических специальностей Казахского национального педагогического университета им. Абая. |
Телесный код лирического «Я» в стихах современных поэтов уральской школы
Овнешнение образа лирического героя – характерная черта современной лирической поэзии. Изучение телесной визуализации и семиотики образов художественной анатомии в текстах уральских поэтов позволяет наблюдать несколько тенденций: телесность антропологическую; облегченную телесность («выгорает мое естество»); телесность, отяжеленную реалиями природного («шуршит тяжелый папоротник мозга») или вещного мира; телесность невещественную («тело, как музыка белая»). |
Семьян Т.Ф. |
Семьян Татьяна Фёдоровна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета
|
Уральская поэзия как локальный текст
|
Сидякина А.А. |
Сидякина Анна Александровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Пермского государственного национального исследовательского университета |
Культуртрегер, филолог, поэт, журналист: литературно-критические роли и стратегии в УПШ
Уральское поэтическое движение, русло и течение которого во многом образует энергия УПШ, демонстрирует не только заметную эволюцию индивидуальных творческих систем, усложнение художественного мышления авторов, но и в целом – активное формирование социолитературного процесса, продуктивной творческой среды, способной к воспроизведению и развитию. Деятельность объединений и студий, разнообразные издательские инициативы, региональные фестивали и пр. – всё, что составляет «инфраструктуру УПШ», способствует приращению и сбережению внутренних взаимосвязей уральского поэтического контекста. Какую роль в этом культурном строительстве играет критика и насколько она эффективна? Какие литературно-критические стратегии и формы коммуникации, проблемы и зоны роста демонстрирует современное литературно-критическое поле УПШ? – данный спектр вопросов образует структуру заявленной к исследованию темы. |
Смышляев Е.А. |
Смышляев Евгений Александрович,
аспирант кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ |
Абсурдистская поэтика в творчестве
Яниса Грантса
Янис Грантс – яркая фигура челябинской поэзии; без него невозможно представить современный литературный процесс региона.
В своём творчестве Янис Грантс большое внимание уделяет поэтике абсурда. Поэт прибегает к приёмам, которые использовал для создания абсурдистского текста Д. Хармс: имена собственные как интродуктивные формулы возможного мира, отсутствие или парадоксальное развертывание текста, объединение разнородных событий. Абсурдистские мотивы и образы в стихах Я. Грантса оттеняют ужас существования человека благодаря ироничности и парадоксу.
|
Снигирева Т.А. |
Снигирева Татьяна Александровна,
доктор филологических наук, профессор Уральский Федеральный университет |
Мандельштамовский текст в творчестве
Юрия Казарина |
Тарасов Г.В. |
Тарасов Григорий Валерьевич, студент института психологии РГППУ, автор журнала «Урал». |
«Капитан Лебядкин», хроника и хронология Будучи участником литературного клуба «капитан Лебядкин» в то время, когда его руководителем являлся А.Ю. Санников, принимал участие практически во всех встречах и мероприятиях, с которыми имел дело «Лебядкин», вёл заметки. Соответственно, имею представить историю клуба, особенности поэтики (просодии) основных его участников, основные направления работы и развития, организацию занятий в клубе (с примерами). |
Федоров В.В. |
Федоров Василий Викторович Кандидат филологических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» |
Художественная экспликация пространства и времени жизни челябинского поэта.
Специфика уральской поэзии (уральского поэтического движения) проявляется в особом осмыслении авторами пространства и времени жизни, существования поэта. Эти константы получают экзистенциальную семантику, которая и раскрывает уникальный взгляд уральского (челябинского) поэта на человека, на бытие, на вопросы жизни и смерти и т. п. Предлагается анализ художественной модели мира челябинских поэтов, осмысление уникальности поэтических и стилевых приемов в отношении к способу конструирования пространственно-временных координат, включающих и отношение к богу, чувство родины, проблему самоидентификации. |
Чигинцева Т.А. |
Чигинцева Татьяна Александровна,
Кандидат филологических наук
преподаватель кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ |
Визуальные тексты в творчестве Андрея Черкасова |
Широкова Я.Д. |
Широкова Ярослава Дмитриевн, студентка филологического факультета УрГПУ (уральский государственный педагогический университет) |
Эстетика и поэтика УПШ |