2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

АНДРЕЙ САННИКОВ

 

* * *
А ангелы мои
с прозрачными устами
стояли у двери
и трогали глазок,

и в скважину замка
дышали голосами
«открой нам, ну открой
и спой ещё разок

о нежных городах
из вяленого мяса,
о тайных деревнях,
сплетённых из травы» –

настаивали вы,
а я себя стеснялся
и пел, не поднимая головы.

Любовь Калигулы и Календулы

Иди, моя Календула, ко мне!
Калигула – один из Че Гевар,
который пляшет и поёт во сне,
а наяву хрипит и пьёт отвар (из Че Гевар).

Сыграй на фортепьяно в три руки!
Четвёртая удерживает рвоту,
пытаясь выдать рвоту за зевоту,
а страх – за скуку.
Суки. Мудаки.

Астроном 1

водяные знаки на Луне
разные на каждой стороне

с этой стороны видна собака
(без ноги) у мусорного бака

а на той какое-то лицо
у которого во рту кольцо
* * *
порножурналы с ветчиной
несёт в руках орёл двойной

ты хочешь говорить со мной
гляди спиной

спиной к спине не увидать.
C2H5
летим опять
как лётчик N

его петля
глядит на долгие поля
которые ни ржа ни тля

* * *
горлонос двустворчатая дверь
по ночам ко мне приходит зверь

он похож на пса но неживой
шесть ушей над белой головой

на боку квадратное пятно
в языке дыра внутри говно

как бы пёс но больше в полтора
раза или даже топора

кто его пускает в мой подъезд
где он спит чего он только ест

ночью на запястья посмотрю
осень переходит к ноябрю

Радио

хорошо быть электриком в тёмной стране
при луне

хорошо бормотать на армейской волне
про озимые ногти во сне
я Есенин я умер мне страшно мне не
Свалка

прозрачные мясные тополя
(у каждого в кишечнике земля)
идут через какие-то поля

а в небе вместо разных облаков
немного целлофановых кульков

Часовой

В сибирской Сербии, среди густых таджиков
стоял с ружьём стеклянным на посту
(а пули деревянные в ружье,
а вместо пороха – подсолнечное масло
в патронах).

Низко-низко дирижабли
однажды на закате пролетели,
крича частушки в громкоговоритель
про подвиг адмирала Колчака
и страны в Ледовитом Океане,
где день – полгода, но и ночь – полгода.

А вот – ещё.
Однажды в сентябре
земля открылась и, как из метро,
оттуда выехал наружу поезд,
остановился, а потом, попятясь,
втянулся в почву, как бы оглянувшись.

Земля закрылась. Падала листва,
хотя деревьев не было. Кукушка
то куковала – 20 раз и 30,
то принималась хохотать взахлёб.

Двоевтрое (Ямбы)

В промышленно-библейском Саматлоре
в ногах латунных масло до колен.
Вокруг – просторно. Как бы даже море.
Парис – Наполеон. Из двух Елен

ему уже подобрана вот эта –
с дырявыми глазами и рукой
мясной (молочной). Не хватает света.
Ахтырские ахейцы. Есть покой.

И пирамиды. И марихуаны.
Вон педерасты – гендером идут
на нашу рать, сверкая блеском праны.
Ну хорошо. Есть несколько минут.

Который год нам нет житья от этих.
Который год у этих – нет житья.
Скажи мне честно – ты же не заметил! –
а я заметил лёгкость бытия.

На свете счастья нет и нет покоя.
Князь Игорь написал Бородино.
И света тоже нет, когда их двое –
и тот, и этот свет. Везде темно.

На свете счастья нет. Белеет парус,
как пенопласт. Покоя нет. Глаголь.
И я бы мог, как шут. Но мне осталось
2 пальца насмерть об асфальт.
Уволь.

Русская натуральная школа. Сонет.

В каком-нибудь измученном кино,
где Салтыков-Щедрин глотает вату
и плачет, как стеклянное окно,
от жалости и ненависти к брату, –

есть двадцать пятый кадр. Он виден, но
несознаваем: к тощему солдату
приехала (декабрь, совсем темно)
беременная мать. Она по блату

упрашивает, чтоб на КаПэПэ
позвали сына Теплякова Костю,
поскольку я проездом и т.п.,
поэтому... От жалости и злости

...я вышла замуж, у меня семья!
сержант срывается: «Уйди, свинья!»

* * *
поют пустынные певцы
об обмирающей тревоге

мотаясь мочатся в кусты
у обмерзающей дороги

о ночь о небо в три огня
о леденящие затылки

не надо не морозь меня
мои прозрачные закрылки

Холодно. Стансы.

Тьма, Ерусалим, ноябрь, Ебург.
Ветер выбивается из рук.

Говори со мной невыполнимо,
Родина! – и похоронишь мимо.

Может есть на свете тополя,
тёплые, как руки, а не бля.

Патриотизм

Летели малые менты
на стекловидный монастырь
издалека, из темноты,
через Урал, в мою Сибирь.

Бажов был пьяным и лежал
немного дальше, чем вокзал
в Свердловске.
В подземном городе Тюмень

не трахались который день (им было лень)
подростки.

А в городе, который Омск
(а может быть – который Томск,
не вспомню)

скинхеды били айзеров,
один из них – скинхед Петров –
знакомый.

Летели малые менты
на землю глядя с высоты:
Россия!

(короче – Russia и т.п.)
12 лет без ЛТП.
Спасибо.

Лебединое зеро

телюбители Вы балет? лебёдке говорит валет по кличке лейтенант-минет по пояс гениталий нет но тут выходит Петипа в карманах манная крупа в руке куриная нога с лицом врага как глист выходит Петипа кленовый лист мой пятипа визжит лебёдка ей она дрожит костистая спина а у Одиллий и Одетт сверкнули ногти как жиллет как шваркнет из оркестра звук! погасла люстра всё каюк кричит во тьме во сне партер как в БТР телюбители Вы балет? повторно задаёт валет так лётчик говорит врачу
лечу

* * * (2007)
Где-то ночью книжка плачет,
очень хочет быть живой.
Вероятно – это мальчик
с повреждённой головой.

И кому он будет нужен,
если я умру возьму?
Типа кто обед и ужин
или денег даст ему?

Русская литература –
сумасшедшая жена.
В позапрошлом вышла, дура,
из девятого окна.

* * *
Птицебыки слезятся ночью
и в стёкла спальные глядят.
Они летают, но не очень
и то, когда отводишь взгляд.
К ним ходят женщины большие
с тремя глазами и без рук,
простоволосые, босые,
не для любви, а для разлук.

* * *
Вот если бы Элизиум такой:
дома 50-х над рекой
мордовской или русской, а земля –
газоны, или даже тополя.

* * *
и в нищем сентябре
в протянутом июле
в белёсом августе
повсюду ты одна

сидишь среди дерев
на деревянном стуле
и улыбаешься
как будто из окна

* * *
Погода ходит по двору,
как женщина моя.
Я ей сказал, что я умру –
она и не своя.

Она-то думала – у нас
июнь т.д. и дети.
А оказалось, что у нас
что мы одни на свете.

* * *
Самолётик с белым калом
притворялся воробьём.
Он построен по лекалам,
но летает только днём.

У него моторчик медный,
а на крыльях тормоза.
Самолётик бедный-бедный,
а солёные глаза.

Глухонемая техничка I

Она идёт домой из магазина –
не замужем, здорова, как резина,
и белыми зубами из бетона
откусывает сразу полбатона
глухонемая Кондакова Ира.
Она живёт на Малышева/Мира,
а я живу на Мира 38,
второй этаж, квартира 28.

Глухонемая техничка II

Несмотря на эту рвоту
и фактический живот
Галя ходит на работу
на Оптический завод.

Это где-то полторашка
за буфет и коридор
плюс питанье – супчик, кашка
и салат из помидор.

Путешественник

И плакало пологое лицо
в какой-нибудь Лапландии дебильной
и отклоненья были налицо
и компас пел, вращаясь, но не сильно.

Я ехал быстро, облетая вплавь,
приобретая разные товары,
диктуя, например: «Андрей, отправь
по адресу такому-то отвары».

Ямщик–ямщик, не ройся, не трещи
пакетом, сигаретом, зажигалкой!.. –
В какой-нибудь державинской нощи
я слушаю, закрыв глаза, жужжалку,

я озираю свой зернистый сон,
где пальцы у ступни у одеяла –
слова всё время зябнут. Вот озон,
вот наша степь и ночь уже настала.

Прятки

Сентябрь не найдёт меня –
а я его предупредил.
Опять какая-то херня.
Тагил.

И даже Рома Тягунов –
(ну, ладно, ну, понятно) –
про это говорил – любовь.
Но говорил невнятно.

* * *
Над землёй подымаются птицы –
но они состоят из земли.
Если я буду так относиться –
то и я никогда. Отвали.

Я ел воздух, противный, как мясо,
я ходил по Свердловску в крови
на лице по колено. Неясно,
но понятно. Иди, позови.

О, Марина! Какие-то земли.
О, Марина! И эта вода!
Эти белые птицы объели –
потерпи, потерпи навсегда.

* * *
Вот и птицы пролетели –
тихо, погодите.
Если это дни недели –
на меня смотрите.

Если это ровный воздух –
отпусти меня.
Поздно, Господи, как поздно!
Понедельник дня.

* * *
Но в этом книжном магазине,
куда я шёл к вульгарной Зине,
но грубый голос и еврейка –
не знаю рифму, пусть еврейка.

Она заканчивает в 8
ну-ну, ну-ну. Пусть будет 8.
Но не июнь. Но было лето.
Не это лето. Ну, не это.

* * *
Кошка ходит и боится,
в комнате светло.
Вот июнь – июль продлится –
и тогда свезло.

На дворе стоят качели,
кто-то в них сидит.
Говорит, что не успели
и на нас сердит.

* * *
О, полиэтиленовые крылья!
Лететь нельзя, а вы меня закрыли!
Таскаю вас и постепенно горблюсь.
Всё больше вы и, в общем, что за совесть.

Но по ночам – у дочери в балкон
я выхожу и вылетаю вон,
в навязчивый, обширный, как Свердловск,
двуглазый сон. И запах – будто воск.

Лети. Лечу. А полиэтилен
как воды плещет около колен,
а над церквами и над гаражами –
нежгущееся, мажущее пламя.

Потом я прилетаю и курю
и сам с собой полночи говорю.
Спаси, Господь, я лживый ангел твой.
О, ветер – полиэтилен, не вой.

О, ветер! Приношу подмышкой слово –
вот скоро. Вот сейчас. Вот всё готово.
Вот слово и – я не Тебя боялся.
Вот все ушли. Не бойся. Я остался.

* * *
Сырая кровь идёт наружу
из-под ногтей.
Я думал, что я обнаружу
играющих детей,

которые кричат и кличут
воздушный змей.
А ангелы смеются, тычут.
Летают, кувыркаются. Не смей.

А кровь идёт. Полны карманы,
полны носки.
И у жены моей, как раны,
текут соски.

 

 

Санников Андрей Юрьевич родился в 1961 г. в городе Березники Пермской области. Окончил исторический факультет Уральского государственного университета, несколько лет занимался научной деятельностью. С научными экспедициями обошел едва ли не все старообрядческие поселения Урала и Сибири, участвовал в археологических экспедициях в Новгороде, в Сибири и Туве. Работал руководителем лаборатории реставрации в Перми, заведующим отделом Свердловского музея краеведения. Много лет был тележурналистом (автор телевизионного проекта «Земля Санникова» и др.). Несколько лет жил в Нижнем Тагиле, где занимался православной просветительской деятельностью, директорствовал в церковно-приходской школе. В настоящее время руководит литературным клубом «ЛебядкинЪ». Публиковался в журналах «Воздух», «Несовременные записки», «Уральская новь», «Урал», «Октябрь», «Поэзия» (Милан), «Знамя», «Зинзивер», «Антологии поэзии Екатеринбурга» (2003), Антологии уральской поэзии «11:33» (2008). Лауреат Премии им. Бажова (2006) за книгу «Луна сломалась». Участник первого и второго томов «Антологии современной уральской поэзии». Живёт в Екатеринбурге.




Марк Липовецкий (Боулдер, США) о стихах А.Санникова:

Андрей Санников, по собственному определению, поёт «не поднимая головы». Он слишком остро ощущает разлад – то есть отсутствие лада и радикальную невозможность гармонии – чтобы отдаваться лирическому потоку. В его мире стоят «прозрачные мясные тополя (у каждого в кишечнике земля)… а в небе вместо разных облаков немного целлофановых кульков» («Свалка») А главное – он твёрдо знает: «в языке дыра внутри говно». Неприменимость классических и канонических формул гармонии с миром переживается в поэзии Санникова уже не как трагедия, а как трагифарс: «Русская литература – / сумасшедшая жена. / В позапрошлом вышла, дура, / из девятого окна».
Поэтому возникающая было в его стихах музыка языка не может не сломаться, не обернуться сарказмом, скрежетом или резким обрывом. Но сам этот сбой таит в себе новую, неклассическую музыкальность. Как, например, это происходит в открывающем подборку стихотворении «А ангелы мои…», блистательном сонете, в котором нежная музыкальная тема ангелов, умоляющих «открой нам, ну открой и спой ещё разок» натыкается на «предмет» песнопения: петь, оказывается, надо «о нежных городах из вяленого мяса». Однако, в результате этого столкновения рождается тонкий сонетный синтез, отмеченный сбоем ритма: «настаивали вы / а я себя стеснялся / и пел, не поднимая головы».
Его стихи могут показаться циничными, но это обманчивое впечатление. Циничной насмешкой он сопровождает парад мнимостей, цирк небезопасных симулякров – в этом пёстром хороводе мелькают новомодные Че Гевары, патриотические монстры, скинхеды и «телюбители» вместе с балетными призраками, ангелы с полиэтиленовыми крыльями…
Но когда удаётся отделить себя от всей этой псевдожизни – а именно этого добивается Санников – в «сухом остатке» остается только боль. Именно она и есть единственное настоящее. Во всяком случае, так читается одно из самых пронзительных его стихотворений – заключающее подборку «Сырая кровь идёт наружу…»:
А кровь идёт. Полны карманы,
полны носки.
И у жены моей, как раны,
текут соски.
Ассоциативная перекличка этого стихотворения с цветаевским «Вскрыла жилы: нестановимо,/ Невосстановимо хлещет жизнь…» не имеет ничего общего с подражанием или тем более «учебой у классика». Так подражать невозможно. Нет тут и пресловутого «страха влияния». Наоборот: здесь подлинное внутреннее созвучие, которое может возникнуть только из экзистенциального резонанса с самым трагическим из русских поэтов.



ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков