2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

ЕЛЕНА БАЯНГУЛОВА

 

Оттиск (2006)

Так непонятно откуда
Слоится звук
Пахнет кудрявым снегом
Сибирских юрт

Крошится воздух
В белёсую даль стеной

А вот внебрачные дети
Клюют в стекло

Полупрозрачны
Как бабочки на свету
........................
Это пока что Живая трава
Пялится
На пластилиновый секс (смех) втроём

* * * (2009)
некуда деть половину своих имён
автографы послушных любовников
смех отдаётся в запястьях чужих домов
где-то в Китае Палестине Австралии
снежные барсы кричат и не видят тьму
то что лежит во снеге земле песке
ты мое спящее большое животное на спине
Африка
берег
внутри

Поэзия фантастики (2009)

1
«Питается собственной шерстью
– Земля! Земля!
Ждёт, задыхаясь, своего каннибала»

Колодцы имеют дно
грот, умноженный на себя самого,
как паз-злы кино:
У ног растекается глина
как кровь
или вроде того

2
«зелёный шоколад
на полусогнутых одна
звала как ля минор
– мажор»

мой фиолетовый вампир
из самых глин
сожги меня и не забудь
собрать

3
Сильная, как пистолет,
Садится в автомобиль
Перезарядка – комплимент

хостлер блестит зависимостью
запахом мужских ног
тонущим кораблём

пытается идти в такт
жить как-то так
умирая от передоза хостлер

солдатская (2010)

за пояс заткнуты ножи
в походных флягах плещутся
фронтовые 96 градусов долготы
этим рукам и ногам оторванным от
первоисточника сняты
как кадры для хроник
пол-батальона равнение на горизонт
хочется секса и мирного неба над головой

* * * (2009)
Пузами кверху греют бока
Ты говорил
Ты придумывал мне слова
Китообразные брови
Смеющиеся коты
Женщины тискают женщин
Любят друг друга в носы

Пах или запах
Мягкая пена волн
То что осталось потом заберёшь с собой

маски на стенах напоминают твоё лицо (2010)

1) в ней есть что-то от суперчеловека
возможно форма черепа разрез глаз
вырез от подбородка
и до глубокой впадины пупка
процедура погружения в нечто
к примеру личный бассейн
с кислородным баллоном на лопатках
с личным инструктором в круглых очках
с кардиозалом
лот и начальная цена
(что-то вроде распродажи только цены ползут вверх)

только я не умею плавать
только я не хочу учиться плавать

2) ей не хватает то этого то того
иногда чувства такта иногда рифмы
шума вокруг или плоского прожигания жизни
чего неважно – человек должен всегда стремиться
реализовывать материнский инстинкт
иногда с детьми иногда с горстью золы
торопится и торопиться
выдавать больше самого себя
как очередь АКМ

Подсолнух (2005)

Городская преданность – слякоть
На неделе меняет кожу,
Замедляет в объятьях – астмой,
Проскользнув в светотень – сглазом...
Не попросит, не обогреет,
Воскресит виртуально – навзничь,
Зацелует его веки – закусает твои буквы.
Постучится на – вслух завтра,
Ни – уже никого не спросит:
Ни – куда убегает небо,
Не терзаясь своим секретом...
Душно мёрзнуть в чужом поверье,
Лёжа в клумбе – лицом по ветру.

* * * (2009)
Примерная биография:
Никаких амбиций –
Сплошная фелляция
Орнаментально округло гребнеобразно
Ты плывешь на стекле дивана

Зона ответственности за чужую биографию
Первого выпотрошенного себялюбца:
Горит вода под глазами
Горит вода горит сегодня горит вчера

* * * (2010)
1
Может мы бы ушли на юг
С рюкзачком дискавери бы ушли
Отрастили себе перепонки и чешую
Как у того мифического полудракона
Пугали и ели ночных купальщиц
Пока полубог не пришёл бы рубить нам головы

2
Боги боятся слов – им предпочтительнее молчать
Жевать амброзию сохранять нейтралитет
По отношению ко всем происходящим правдам
Получается просто пиzdец
Фрустрация растерянность импотенция
Полный отказ от спиртного табакокурения мяса
Плотских мыслей разжижения мозга
Останется умереть
Висеть незамазанным пятном на потолке
Над кроватью своих любовников

* * * (2006)
там, что некрошенный город –
надтреснутых храп
мало земли
мало соли в седых рукавах
что по весне оседает
на мокрых щитах

пара входила
их было
и не было сил

* * * (2006)
скажется смех до пят
ластится невпопад
и узнаёт живьём
предпочитая стыд

странно хотеть любить
не понимая для
даль убаюкать вдаль
– видишь – она глядит

жажда ведёт
голос во мне умрёт
предполагая вспять
или наоборот

подлЁдная рыбалка (2010)

вращай монету свою
подбрасывай вверх дном
по закону подлости упадёт ребром
звякнет бумажной сёмгой
отравленным веретеном
покатится по умному дому на двор
одарю-отдам в лето чужую боль
первую с порванною губой
там рыба стучит в стекло пушистым крылом
за моим окном

 

 

Баянгулова Елена Федоровна родилась в 1985 г. в Нижнем Тагиле. Училась в Ленинградском государственном университете им. Пушкина на факультете психологии. В настоящее время работает и заочно учится в Московском институте экономики и права. Стихи публиковались в журналах «Урал», «Урал-Транзит», «Дети Ра», в интернет-изданиях «Мегалит», «Знаки» и др. Автор книги стихов «Треугольный остров: неправильные столбцы и другие тексты» (2006). Участник ряда всероссийских и региональных поэтических фестивалей. Стихи входили в Лонг-лист премии «ЛитератуРРентген»-2009, лонг-лист премии «Дебют»-2010 в номинации «Поэзия», шорт-лист премии «ЛитератуРРентген»-2010. Живёт в Нижнем Тагиле.


Анастасия Есаева (Пермь) о стихах Е.Баянгуловой:

Поэзию Елены Баянгуловой отличает бьющая энергия молодости, порой агрессивная, порой предстающая перед читателем с оттенком некоторого трагизма. Проблема самоидентификации, поиска себя, своей истинной сущности и назначения в мире является ключевой у молодого автора и выходит в творчестве Баянгуловой на первый план. Её «я» претерпевает самые разные метаморфозы. Так, в стихотворении «Солдатская» Баянгулова играючи создаёт текст от лица мужчины. В цикле «Может мы бы ушли на юг» возникает мифический образ «полудракона», в которого воплощаются неопределённые и неизвестные читателю «мы». Этот дракон здесь – ещё одна попытка самопознания, образ пугающий, несущий в себе свободу, раскрепощение, и враждебность миру. Начало этого текста вполне реалистично: «Может мы бы ушли на юг / с рюкзачком дискавери бы ушли», однако уже и в нём обозначен мотив поиска. И неожиданно этот поиск заканчивается сменой сущности: из человеческой в животную, более того, в мистическую. Отрастить «перепонки и чешую», есть «ночных купальщиц», сломать в себе заложенное женское начало, выбрать смерть в итоге – но предпочесть всё это идеальному, «нейтралитету» богов, обреченному на «просто пиzdец / Фрустрация, растерянность, импотенция»… В цикле «Маски на стенах напоминают твоё лицо» женское начало не отвергается, а наоборот, возводится в категорию «супер»: «в ней есть нечто от суперчеловека», т.е. оно вновь подвергается определённой трансформации. Этот постоянный напряжённый поиск временами порождает иронические интонации в текстах, но и в самоиронии ощущается какая-то горечь: «Примерная биография: / никаких амбиций – / сплошная фелляция». «Горит вода под глазами» – кажется, что эти горючие слёзы определяют настроение автора в целом.
Стих у Баянгуловой настойчив и непрост – он обязательно требует к себе внимания, повторного слежения за собою. Иначе стихотворение крошится, расслаивается, распадается на отдельные фразы и перестает существовать. И тогда мир её текстов остаётся закрытым, недоступным. А он у начинающего автора структурно неуравновешенный: в нём сосуществуют не одна и не две реальности, а множество, и порой очень нелегко определить границы их соприкосновения и взаимообмена. Поэзия Баянгуловой ориентирована именно на размышление, осмысление, а не на эмоциональное восприятие текстов. Эти стихи – «неформат», и «неформат» заложен на всех уровнях – от глубинного, смыслового до уровня графического строения текста. Ни один её текст нельзя назвать гладким, льющимся – всякий раз выходит так, что о стихотворение спотыкаешься, дочитываешь и начинаешь сначала. Нельзя сказать наверняка, сознательно ли автором выбрана такая «экспериментальная» форма, без рифм, без знаков препинания, часто без деления на строфы, – но Баянгулова старательно уходит от правил традиционного стихосложения. Её авторское мироощущение настолько острое и жаждет индивидуальности, что напрочь отрицает использование любых штампов, что может в свою очередь стать основой для самой непродуктивной «штамповки». Образность – максимально личная, а потому зачастую расплывчатая и не до конца ясная, но она индивидуальна. Во всяком случае, очень бы хотелось в это верить.
В этой неясности и неоднозначности на деле заложена множественность интерпретаций. Баянгулова ведёт постоянный диалог с читателем, бросает ему вызов, предлагает текст, но задает лишь направление поиска. И расставить акценты, выстроить ассоциативные ряды, добраться до смысла написанного – задачи читателя, и только. Автор тут ему не помощник. Это в чистом виде – принуждение к со-творчеству. Вопреки обыденному мнению, не уверена, что это разумная тактика. Трассирующая проницаемость стихов Елены Баянгуловой очень похожа на семафорную азбуку. Правда, пока непонятно: то ли это какое-то важное послание, то ли сигнал SOS.


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии